Наказная Елена
Забайкальский государственный
педагогический университет
г. Чита

О художественном потенциале памяти

    Феномен памяти, культурной и индивидуальной, давно привлекает внимание специалистов разных областей знания: философов, историков и психологов. Плодотворно и разнообразно использует художественный потенциал памяти в качестве тематического и структурного принципа мировая литература, например: произведения Ф. Достоевского, М. Пруста, Дж. Джойса, У. Фолкнера и др.
    "Обращение к истокам" ? одна из характерных черт современной литературы США. Повышенный интерес к проблеме памяти возник в связи со сменой культурной парадигмы, предполагающей пересмотр модели национальной идентичности, включение этнических традиций в качестве элементов культуры личности. Долгое время умолчание о некоторых фактах этнической истории США было результатом доминирования англо-саксонского идеала над другими культурами. В контексте этнического возрождения в США значение и функции памяти приобретают особую актуальность.
    Сегодня форма воспоминания часто организует композицию произведений, парадигма субъективного переживания - воспоминания объединяет фрагменты текстов. В стихи нередко вкрапляются ментальные словесные формулы воспоминания. Прошлое неизменно присутствует в изложении событий настоящего, связано с определением перспективы на будущее.
    В творчестве этнических авторов "путешествие в прошлое" ? основа для пересмотра своей идентичности. О текущем характере идентичности указывали в своих работах С. Холл и У. Соллорс. С. Холл определяет идентичность "как динамичное образование, которое постоянно приспосабливается к изменениям, испытываемым в себе и вокруг себя".
    Показательны слова одного из героев в романе "Благослови, Ультима!" писателя-чиканос Р. Анайи: "Каждое поколение, любой человек частичка прошлого. Человеку без прошлого нельзя, просто он может пересматривать старое, превращать во что-то новое".
    Обращение к прошлому связано со становлением этнического самосознания и поиском этнической самобытности. Встреча с прошлым всегда выступает как процесс самопознания и самораскрытия, иногда как драматическое переживание ("Любимица" Т. Моррисон, "Обладающие секретом радости" Э. Уокер), часто как самовоспитание на ошибках прошлого, самоисцеление и нравственный долг перед прошлыми поколениями ("Ремедиос" А.Л. Моралес).
    Художественные поиски приводят авторов к различным нарративным стратегиям использования памяти в своем творчестве: обращение к фольклору (литературные сказки Н. Мор, фольклорные мотивы в творчестве Т. Моррисон, Э. Уокер), мифу (Р. Анайя, Л.М. Силко, Н.С. Момадей), идее "сестринства" (Э. Уокер, С. Сиснерос), музыкальные ассоциации (В.Э. Крус, А. Уилсон) и др.
    Писатели реконструируют прошлое, дают возможность говорить тем, кто был лишен права голоса, отсюда часто встречающиеся мотивы "человека-невидимки" (Малколм Х, П. Томас) и молчания (Э. Тань, Э. Эмберт).
    Развитие культурных, постколониальных и феминистских исследований привели к тому, что все чаще в качестве центральных объектов художественного изображения в современной литературе США становятся маргиналы, представители разных меньшинств.
    В связи с проблемой памяти интересно взглянуть на проблему билингвизма. В творчестве писателей первого поколения имигрантов билигвизм использовался чаще как переключение кода для передачи речи членов общины, образа их мышления и отражения картины мира. В творчестве писателей второго и третьего поколений имигрантов билингвизм выступает как "магическая формула", явившаяся из далёкого прошлого, чтобы вызвать в памяти образы детства, семьи, своей культуры.
    Интерес к "литературе достоверности", к "аутентичным свидетельствам жизни", желание выплеснуть эмоции о том, что долго подвергалась умолчанию привело к актуализации жанров "этнической автобиографии", художественных мемуаров и их женских версий,
(М.Х. Кингстон, П. Томас, Э. Сантьяго и др.), этнобиографических романов (Дж. О. Кофер) и романов воспитания (Р.Анайа, А. Родригос, Н. Мор), гибридных жанров типо поэзии в прозе (А.Л. Моралес), полуавтобиогафических очерков и др.