А.В. Лашкевич
Удмуртский госуниверситет
Программу Фулбрайт можно по
праву считать одним из источников и составных
частей современной российской американистики
(American Studies). Хотя пока в этой новой области
гуманитарного знания больше проблем и вопросов,
чем готовых решений и методов, ее перспективы в
российских университетах не вызывают сомнений.
Собственно, появление американистики
в России обусловлено именно резким увеличением
числа университетских преподавателей,
получивших в 1990-х гг. возможность для стажировки
в американских университетах. Это не могло не
сказаться на состоянии отечественного
гуманитарного образования
Так, российские фулбрайтеры смогли
подробно увидеть изнутри то, как функционирует
американское академическое сообщество, понять
систему, структуру и смысл организации
научно-исследовательской и преподавательской
работы в США. По возвращении в свои университеты
они уже не могли дальше продолжать свою
профессиональную деятельность по-прежнему.
Пережитый ими культурно-профессиональный шок
способствовал пересмотру устоявшихся привычек,
форм, методов и способов научной работы и
преподавания Можно сказать, что в данном случае
столкновение своего опыта с опытом Другого дало
взрывной эффект в плане изменения традиций и
методов работы российских преподавателей.
В российской американистике можно
выделить два взаимосвязанных этапа - 1990 - 1995 и с 1996
по настоящее время. Для первого этапа характерно
стремление к деконструкции унаследованных от
советской системы политических стереотипов и
идеологических клише. Российские фулбрайтеры
должны были сократить в российско-американских
отношениях дистанцию отчуждения, развеять образ
врага, превратив Чужого в Иного и расчистив почву
для дальнейшего сближения культур. Это удалось
сделать в рамках университетского сообщества,
несмотря на разного рода российско-американские
политические разногласия. Российская
американистика к середине 1990-х завершила
первичный ксенологический круг - Америка
перестала быть Чужим (враждебным), ее опыт (как
не-обходимое Иное) активно о-сваивается,
становясь Другим, более близким, понятным и
знакомым.
Второй этап российской американистики
можно характеризовать как продуктивную
деструкцию - критический пересмотр и обновление
традиций отечественной системы образования.
Де-идеологизированное Свое стало теперь
предметом ревизии и переоценки на основе
сравнения с опытом Другого. Вместе с тем, острее
стало и ощущение своей фундаментальной
инаковости по отношению к американскому опыту,
несовпадение и не тождественность усвоенного в
США научно-образовательного опыта с тем, что
имеется в российских университетах.
В терминах современной теории
культуры - текст Иного (Америки) перестал быть
просто предметом перевода, но стал объектом
понимания, причем это понимание потребовало
новых способов и методов осуществления.
Американскую культуру уже нельзя просто читать
как текст Иного, ее надо рассматривать как
интертекст - связную совокупность различных
дискурсов, практик и теоретических рефлексий, -
"прочесть" который можно только через
творческое сочетание разно-дисциплинарных
подходов, интерпретационных стратегий и точек
зрения.
В этом плане опыт сотрудничества с
американскими образовательными программами
невозможно переоценить. Это сотрудничество
выступает как постоянная подпитка опытом
Другого, возможность критической проверки
Своего в свете диалога и коммуникации культур.
Задача российских выпускников Программы
Фулбрайт - интенсифицировать этот диалог,
создавать адекватные условия для прочтения и
понимания культурного интертекста - Америки -
именно как Другого, т.е. понятного и понимающего,
готового к сотрудничеству и взаимодействию в
общем поле глобальной интеллектуальной
интернационализации.