А.В. Лашкевич
Удмуртский госуниверситет

Интертекстуальность американистики:
перспективы междисциплинарного подхода в межкультурной коммуникации

    Программу Фулбрайт можно по праву считать одним из источников и составных частей современной российской американистики (American Studies). Хотя пока в этой новой области гуманитарного знания больше проблем и вопросов, чем готовых решений и методов, ее перспективы в российских университетах не вызывают сомнений.
    Собственно, появление американистики в России обусловлено именно резким увеличением числа университетских преподавателей, получивших в 1990-х гг. возможность для стажировки в американских университетах. Это не могло не сказаться на состоянии отечественного гуманитарного образования
    Так, российские фулбрайтеры смогли подробно увидеть изнутри то, как функционирует американское академическое сообщество, понять систему, структуру и смысл организации научно-исследовательской и преподавательской работы в США. По возвращении в свои университеты они уже не могли дальше продолжать свою профессиональную деятельность по-прежнему. Пережитый ими культурно-профессиональный шок способствовал пересмотру устоявшихся привычек, форм, методов и способов научной работы и преподавания Можно сказать, что в данном случае столкновение своего опыта с опытом Другого дало взрывной эффект в плане изменения традиций и методов работы российских преподавателей.
    В российской американистике можно выделить два взаимосвязанных этапа - 1990 - 1995 и с 1996 по настоящее время. Для первого этапа характерно стремление к деконструкции унаследованных от советской системы политических стереотипов и идеологических клише. Российские фулбрайтеры должны были сократить в российско-американских отношениях дистанцию отчуждения, развеять образ врага, превратив Чужого в Иного и расчистив почву для дальнейшего сближения культур. Это удалось сделать в рамках университетского сообщества, несмотря на разного рода российско-американские политические разногласия. Российская американистика к середине 1990-х завершила первичный ксенологический круг - Америка перестала быть Чужим (враждебным), ее опыт (как не-обходимое Иное) активно о-сваивается, становясь Другим, более близким, понятным и знакомым.
    Второй этап российской американистики можно характеризовать как продуктивную деструкцию - критический пересмотр и обновление традиций отечественной системы образования. Де-идеологизированное Свое стало теперь предметом ревизии и переоценки на основе сравнения с опытом Другого. Вместе с тем, острее стало и ощущение своей фундаментальной инаковости по отношению к американскому опыту, несовпадение и не тождественность усвоенного в США научно-образовательного опыта с тем, что имеется в российских университетах.
    В терминах современной теории культуры - текст Иного (Америки) перестал быть просто предметом перевода, но стал объектом понимания, причем это понимание потребовало новых способов и методов осуществления. Американскую культуру уже нельзя просто читать как текст Иного, ее надо рассматривать как интертекст - связную совокупность различных дискурсов, практик и теоретических рефлексий, - "прочесть" который можно только через творческое сочетание разно-дисциплинарных подходов, интерпретационных стратегий и точек зрения.
    В этом плане опыт сотрудничества с американскими образовательными программами невозможно переоценить. Это сотрудничество выступает как постоянная подпитка опытом Другого, возможность критической проверки Своего в свете диалога и коммуникации культур. Задача российских выпускников Программы Фулбрайт - интенсифицировать этот диалог, создавать адекватные условия для прочтения и понимания культурного интертекста - Америки - именно как Другого, т.е. понятного и понимающего, готового к сотрудничеству и взаимодействию в общем поле глобальной интеллектуальной интернационализации.