И.В. Решетникова
Уральская государственная юридическая академия

Методика активного обучения студентов в высшей школе

    Прохождение научных стажировок по программе Фулбрайта дает многое как самому стажеру, так и тому российскому вузу, институту, в котором он трудится. Среди важнейших аспектов стажировки в американских университетах можно выделить знакомство с методикой обучения студентов, построением научно-исследоваельской работы, организации управления вузами и возможность использования американского опыта в организации и деятельности российских вузов. В данных тезисах хотелось бы остановиться лишь на одном из аспектов - на методике преподавания. Даже отвлекаясь от специфики философского, юридического или иного образования, можно говорить о принципах и методах обучения в российских и американских высших школах.
    В каждой стране складываются свои традиции преподавания в высшей школе. Российскому преподаванию характерно наличие лекций, практических, семинарских занятий в сочетании с деловыми играми и т.д. Давно признано, что если европейские модели преподавания имеют значительные сходства, то американское преподавание права кардинально отлично. Именно в США, еще в 1871 г. в Гарвардском университете деканом Лонгделлом был введен сократовский метод преподавания права. Названный метод соответствует тому, как строил свои занятия, он задавал вопросы, заставлявшие студентов принимать собственные решения. В начале ХХ века сократовский метод стал вводится на юридических факультетах американских университетов. Российские преподаватели, познакомившись с сократовским методом, начинают активно внедрять его элементы в преподавание.
    Не только сократовский метод, но и проблемный метод, специфика организации и проведения деловых игр существенно отличают методику обучения студентов в американских вузах.
    Цель обучения обусловливает и отличие в методике - американское образование стремится не только научить, но и привить профессиональные навыки. Именно этот аспект обучения часто упускается в российских вузах. Однако введение новых методик обучения в российских вузах нередко сталкивается с консерватизмом преподавателей. Однако это не является препятствием для внедрения новых методик. Например, автор тезисов с 1996 г. два раза в год преподает курс "методика преподавания" в Центральном европейском университете в г. Будапеште для молодых преподавателей стран СНГ и Монголии. Опыт этой работы как в России, так и в странах СНГ показывает, что американская методика преподавания завоевывает все больше сторонников среди молодых преподавателей.
    В связи с этим было бы и интересно, и полезно под эгидой программы Фулбрайт провести семинар, посвященный американскому высшему образованию. На таком семинаре представители российских вузов смогли бы познакомиться со спецификой организации учебного процесса, увидеть демонстрацию различных методик обучения и пр.