И.В. Решетникова
Уральская государственная юридическая академия
Прохождение научных
стажировок по программе Фулбрайта дает многое
как самому стажеру, так и тому российскому вузу,
институту, в котором он трудится. Среди важнейших
аспектов стажировки в американских
университетах можно выделить знакомство с
методикой обучения студентов, построением
научно-исследоваельской работы, организации
управления вузами и возможность использования
американского опыта в организации и
деятельности российских вузов. В данных тезисах
хотелось бы остановиться лишь на одном из
аспектов - на методике преподавания. Даже
отвлекаясь от специфики философского,
юридического или иного образования, можно
говорить о принципах и методах обучения в
российских и американских высших школах.
В каждой стране складываются свои
традиции преподавания в высшей школе.
Российскому преподаванию характерно наличие
лекций, практических, семинарских занятий в
сочетании с деловыми играми и т.д. Давно признано,
что если европейские модели преподавания имеют
значительные сходства, то американское
преподавание права кардинально отлично. Именно в
США, еще в 1871 г. в Гарвардском университете
деканом Лонгделлом был введен сократовский
метод преподавания права. Названный метод
соответствует тому, как строил свои занятия, он
задавал вопросы, заставлявшие студентов
принимать собственные решения. В начале ХХ века
сократовский метод стал вводится на юридических
факультетах американских университетов.
Российские преподаватели, познакомившись с
сократовским методом, начинают активно внедрять
его элементы в преподавание.
Не только сократовский метод, но и
проблемный метод, специфика организации и
проведения деловых игр существенно отличают
методику обучения студентов в американских
вузах.
Цель обучения обусловливает и отличие
в методике - американское образование стремится
не только научить, но и привить профессиональные
навыки. Именно этот аспект обучения часто
упускается в российских вузах. Однако введение
новых методик обучения в российских вузах
нередко сталкивается с консерватизмом
преподавателей. Однако это не является
препятствием для внедрения новых методик.
Например, автор тезисов с 1996 г. два раза в год
преподает курс "методика преподавания" в
Центральном европейском университете в г.
Будапеште для молодых преподавателей стран СНГ и
Монголии. Опыт этой работы как в России, так и в
странах СНГ показывает, что американская
методика преподавания завоевывает все больше
сторонников среди молодых преподавателей.
В связи с этим было бы и интересно, и
полезно под эгидой программы Фулбрайт провести
семинар, посвященный американскому высшему
образованию. На таком семинаре представители
российских вузов смогли бы познакомиться со
спецификой организации учебного процесса,
увидеть демонстрацию различных методик обучения
и пр.