Г.К. Васильева
Институт физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН,
Пущинский государственный университет

Преимущества и недостатки университетской науки и образования в США в сравнении с Российскими (личные впечатления)

    Доклад посвящен рассмотрению преимуществ и недостатков университетской науки и образования в США в сравнении с Российскими. Доклад не претендует на всеобъемлющий охват проблемы, а построен в основном на личных впечатлениях, полученных во время трехлетнего пребывания в США в качестве стипендиата фонда Фулбрайт и visiting-professor в Пенсильванском Государственном Университете (1995-1996), а также exchange scientist в Небрасском Государственном Университете в Линкольне (1996-1998). За эти годы я принимала участие в 4 международных научных конференциях, вместе с моим мужем-биофизиком и посещавшими нас дочерьми-студентками я побывала в 15 штатах. Научный и жизненный опыт, приобретенный за эти годы, трудно переоценить, за что я буду всегда признательна правительству США.
    В целом у нас сложилось положительное мнение об университетской науке и образовании в США. Многие их преимущества неоспоримы. Прежде всего, это прекрасная материальная база университетов и хорошо организованный научный и учебный процесс, а также быт ученых и студентов в Университетских городках. Это делает Американские Университеты весьма привлекательными для студентов и ученых всего мира. Только наиболее талантливые и активные из них добиваются права там работать и учиться. Университеты существуют за счет государственных субсидий, денежных поступлений от студентов и пожертвований частных лиц. Благодаря разумной государственной политике поддерживаются важнейшие научные направления в области медицины, молекулярной биологии, сельского хозяйства, экологии, исследования космоса. Создаются различные фонды, которые формируют приоритетные направления и программы, в рамках которых ученые на конкурсной основе получают финансовую поддержку своих исследований. Не последнюю роль в поддержке университетской науки играют и крупные частные фирмы. Платное образование в США имеет скорее положительные стороны, чем отрицательные, так как оно дисциплинирует студентов, делает их более целеустремленными. Кроме того, у студентов есть возможность получить бесплатную стипендию или самим заработать на свое образование, работая в кампусе параллельно с учебой или во время летних каникул. В США очень гибкая система обучения. Из отрицательных моментов в развитии науки в США можно выделить следующие. Отсутствие стабильности не позволяет американским ученым длительное время сосредоточиться на одном направлении. Почти все они находятся в состоянии постоянного поиска научных грантов, на что уходит иногда большая часть времени. Кроме того, большинство ученых (за исключением full professor) не имеют постоянного места работы, что еще больше делает их зависимыми от обстоятельств. На наш взгляд, в США относительно слабо развиваются фундаментальные направления в науке, равно как и в образовательном процессе довольно слабо поставлено систематическое образование по основным естественно-научным дисциплинам. Этот пробел в американской науке на наш взгляд восполняется благодаря постоянным вливаниям иностранных специалистов. В американских лабораториях люди довольно сильно подвержены индивидуализму, а в решении крупных проблем работа слаженного научного коллектива более эффективна.