Олег Волгин

"Что делать?", или одно из мнений о прошедшем симпозиуме

    Предыдущее десятилетие американских образовательных программ прошло в России под знаком, если можно так сказать, идейно-гуманитарного просвещения. В этом была объективная необходимость. Представителям российской общественности, образовательных структур, активной части нашей молодежи нужно было показать тот самый капиталистический Запад, о котором, по настоящему нам мало было известно. Как политически устроены западные демократии? Как функционирует смешанная экономика? Как работает образовательная система? Как живут простые люди в капиталистических странах Европы и США? Получить ответы на эти и многие другие вопросы было жизненно важно для россиян, расстававшихся со своим коммунистическим прошлым.
    Сегодня смысл образовательных задач меняется. Многие старые идеологические стереотипы относительно "бездуховного Запада" и "звериной природы" капитализма исчезли. Изменился сам социальный фон, на котором развиваются наши отношения с западными странами и с США. Он во многом определяется теперь международными экономическими и политическими процессами и интересами национальной стабильности в глобальном мире. В этой связи в образовательных процессах определяющим становятся практические цели и задачи. А это значит, что образовательные программы начинают обслуживать не только государственные интересы, но также интересы бизнеса и широкого круга общественных организаций. Поэтому и возникает естественный вопрос: как привлечь к финансированию обменных программ между Россией и США бизнес-структуры, государственные и общественные организации местных уровней.
    Дискуссии, пошедшие в рабочей группе "Привлечение бизнеса и государственных организаций к поддержке обменов" показали, что существуют серьезные проблемы и препятствия, вызванные, главным образом, особенностями российской налоговой системы, слабым интересом бизнеса к долгосрочным образовательным программам и нехваткой собственных средств у образовательных и общественных организаций. Ход дискуссий отражал понимание этих проблем российскими участниками симпозиума и был направлен на поиск возможных программ, которые могли бы заинтересовать российский и американский бизнес.
    Некоторые предложения носили общий, рекомендательный характер, как, например, предложение разработать на базе российских вузов программу "Сто совместных бизнес-инициатив" или "Создание ресурсных центров продвижения российского бизнеса в Америке". Другие, на наш взгляд отличались идеализацией возможностей, например, предложение по привлечению российских выпускников и американских студентов к совместному консультированию российского бизнеса или продвижение американистики в российских вузах (что без одобрения Министерства образования РФ и согласования с существующим Госстандартом невозможно). Были и предложения, которые сразу вызвали одобрение за их ясность и реалистичность, как, например, предложение по созданию веб-портала, специализирующихся на обслуживании российского и американского бизнес-сообществ.
    Вместе с тем, на наш взгляд не был обсужден ряд вопросов фундаментального характера - тех самых, которые, как фундамент здания, обычно не видны, но на которых все стоит и которые поэтому всегда надо иметь в уме как предпосылку.
    Десять лет большой перспективный срок. И хотя в эпоху перестройки мы убедились, что прогнозы (даже на ближайшее будущее) - вещь неопределенная, тем не менее, некоторые сегодняшние тенденции надо учитывать, поскольку, по-видимому, их характер долговременен. К примеру, мы не знаем, как, какими темпами, и даже в каком направлении будут развиваться контакты между бизнес-сообществами России и США, но определенно в новое десятилетие вертикаль власти в России будет укрепляться.
    Бизнес в России тесно связан с властью. Сама же власть за последние десять лет перестала быть однородной. Возникли различные субъекты власти: федеральные и региональные, государственные и муниципальные. Сегодня профессиональные структуры (например, вузы) имеют определенную степень финансовой и административной свободы, а значит и свои властные сферы. Это нужно учитывать при разработке стратегии образовательных обменов на новое десятилетие. В данной связи хотелось бы высказать одно предложение, касающееся возможной области развития образовательных обменных программ.
    Важным направлением в развитии системы власти в России станет, по-видимому, совершенствование системы местного (муниципального) управления в соответствии с законом о местном самоуправлении, который вступит в силу в 2005 г. В этой области имеются большие возможности для обменных образовательных программ между Россией и США. Такие программы имели бы политическое и экономическое значение, служили бы развитию демократических форм власти, укреплению среднего и мелкого бизнеса. Вот основания для таких надежд, которые, по нашему мнению, стоит принять во внимание.

  1. В США накоплен огромный опыт местного самоуправления. Там исторически многое образовывалось под влиянием инициативы с мест, вследствие активности местных добровольно возникающих организаций граждан. Нужно принять во внимание и то, что в менталитете россиян и американцев есть много общих (или очень похожих) черт, что позволит лучшему восприятию американского опыта в области местного самоуправления.
  2. Сотрудничество в сфере развития местного самоуправления - это та область, которая понятна и бизнесу. Бизнес всегда стремится к союзу с властью. В нашей стране, где власть политическая зачастую доминировала над экономикой, желание бизнеса срастаться с властью всегда было особенно сильным. Но есть закономерность пропорций: большой бизнес тянется к большой власти, а для среднего и мелкого бизнеса естествен расчет на союз с властью региональной, муниципальной. Таким образом, можно ожидать, что развитие муниципальной власти в России пойдет при активной поддержке мелкого и среднего бизнеса.
  3. Проведение муниципальной реформы в России потребует разнообразных и долговременных (по крайней мере на десятилетие) образовательных программ. Помощь в их организации будет выгодна и американской стороне. Она поможет лучшей культурной, политической и экономической интеграции двух стран именно на муниципальном, местном уровне. Эти программы позволят установить прямые контакты по принципу "face to face", что явится в определенной мере новым и прочным фундаментом сотрудничества.

Отсюда выводы

  1. Программы в сфере развития местной (муниципальной) власти будут способствовать активности местного населения, развитию практики демократического, гражданского участия.
  2. При этом государственные органы власти (федерального и регионального уровня) не должны оставаться в стороне. В программах муниципальной направленности им должна отводиться роль координатора и со-спонсора.
  3. Программы муниципальной направленности будут понятны и, надеемся, привлекательны для местных бизнес-сообществ. Поэтому можно ожидать их спонсорского участия.
  4. Эти программы откроют новые возможности для широкого привлечения в Россию американских специалистов и граждан, имеющих опыт в работе местного самоуправления.

    Теперь я хотел бы высказать несколько идей о том, как мне видится это сотрудничество.
    Для того, чтобы образовательные обмены и сотрудничество американских и российских организаций в области муниципального управления были эффективными, в России должна быть создана соответствующая институциональная и информационная среда. Тут можно говорить о, так сказать, "программе-максимум" и "программе-минимум"
    Программа-максимум мне видится как создание определенной институциональной структуры. К примеру, в России существует такая организация, как "Конгресс муниципальных образований РФ". Возможно в перспективе создание аналогичной Российско-Американской организации, которая бы занималась просветительской, исследовательской и спонсорской деятельностью.
    Что касается программы-минимум, то начать надо с информационной среды. Знакомству россиян и американцев с особенностями муниципальной власти в странах-партнерах помогло бы создание единой информационной сети, своего рода мега-портала, объединяющего все информационные ресурсы, относящиеся к системам местного самоуправления двух стран. Такой информационный центр может стать главным звеном, вокруг которого будет формироваться институциональная среда в области местного самоуправления. Он также мог бы служить основой для международной сети (network), связывающей общественные организации, институты, государственные структуры, участвующие в области развития местного самоуправления. Международная сеть важна, поскольку местное самоуправление в различных странах имеет ряд общих черт и в этом смысле есть, как это ни странно звучит, явление международное.
    На базе портала можно также обеспечить информационную помощь бизнес-сообществам с целью их привлечения к организации местной (муниципальной) власти.
    Важна также организация обменных программ, стажировок работников муниципальных служб, причем не только из России в США, но и американских муниципальных служащих в Россию для передачи опыта.
    Что касается финансирования инициатив в области поддержки развития муниципальной власти, то, на наш взгляд, можно выделить три сферы:
    а) научных исследований в области муниципальной деятельности (для преподавателей университетов, работников государственных и муниципальных служб, частных лиц);
    б) социальных инициатив (создание муниципальных информационных служб, муниципальных клубов, разовых инициатив и т.д.);
    в) просветительской деятельности (организация симпозиумов, выставок, презентаций, посвященных деятельности муниципальных служб в России и США).
    Я специально не называю конкретные проекты, поскольку это требует проработки конкретных предложений, оценки общественных потребностей, административных и финансовых возможностей. Главное: мы должны заложить основу обменных программ муниципального развития, поскольку муниципальная власть есть как раз то центральное звено, которое обеспечит дальнейшую демократизацию общественной жизни и развитие гражданского общества.


What Is to Be Done?
(an Opinion about the Symposium)

    The aim of this short article is to draw attention to new opportunities for cooperation in the coming decade between the United States and Russia in the field of education. The author supposes that in the nearest future Russia will face the necessity to develop municipal and other types of local administrative institutions. America as a country with rich experience in this field can help Russia in organizing educational process aimed at preparing administrative personnel for this sphere. One of the strong points of this kind of cooperation is that this sphere of governance is understandable, attractive and attainable for local business communities who could make their contribution to its organization. The author proposes several concrete starting steps in this direction.


PreviousСодержаниеNext