Н. Бикалова
Санкт-Петербург
В докладе Мирового банка
реконструкции и развития за 1999-2000 годы
приводятся данные, касающиеся финансирования
образования в разных странах. Общественные
расходы на образование в 1980 году в России
составили 3,5% от стоимости валового внутреннего
продукта страны (ВВП), а в США - 6,7%. В 1996 году этот
показатель в России увеличился до 4,1%, тогда как в
Штатах снизился до 5,4% стоимости ВВП. Однако, по
данным названного отчета, за 1990-1998 годы ВВП в
России снизился на 7%, в то время как в США этот
показатель вырос на 2,9% (Entering the 21 Century. World Development
Report 1999/2000. P. 241-251).
Различия в финансировании образования
в названных странах помимо объемов выделяемых
средств включают использование полномочий
различных уровней власти - федерального,
регионального (в США - штатного) и местного. В США
обязательства по предоставлению услуг населению
включают три основных аспекта: 1) определение,
регулирование или установление нормативов для
определенной функции; 2) финансирование; 3)
обеспечение, в которое входит принятие решений
об объеме услуг и практическая организация их
производства и предоставления. Например, власти
каждого штата ответственны за определение
общего характера начального и среднего
образования и финансируют эту систему в среднем
более чем на 50%. Однако на местах фактически
обеспечивают образование школьные округа. Они
нанимают преподавателей, строят здания, покупают
книги.1
Распределение расходных функций по
образованию среди различных уровней власти в США
свидетельствует о том, что только высшее
образование финансируется из федерального
бюджета. В табл. 1 представлено распределение
обязательств по предоставлению услуг населению
в области образования по трем указанным выше
аспектам. Одной из важнейших особенностей
американской системы является крайне большое
разнообразие фискальных систем штатов. Важно
отметить, что в каждом конкретном штате
практически всегда обеспечение какой-либо
функции возлагается только на один уровень. Тем
не менее в различных штатах это может быть разный
уровень, как, например, в случае с
финансированием средних и начальных школ и с
обеспечением научных библиотек. В подобных
ситуациях указываются как власти штатов, так и
органы местного управления.
Таблица 1
Учреждения, в которые направляются расходы |
Определение |
Финансы |
Обеспечение |
---|---|---|---|
Колледжи и университеты | Ш, Ф, М |
Ш, Ф, М |
Ш, М |
Средние школы | М, Ш |
Ш, М |
М |
Начальные школы | М, Ш |
Ш, М |
М |
Научные библиотеки | Ш, М |
Ш, М |
М, Ш |
Публичные библиотеки | М |
М |
М |
Примечание. Ф - федеральное правительство (верхний уровень), Ш - правительство штатов (средний уровень), М - местные органы самоуправления (нижний уровень).
При переходе страны от
плановой экономики к рыночным преобразованиям
образование, оставаясь прерогативой государства2, испытывает огромные финансовые
затруднения. Существующий бюджетный дефицит,
хроническое снижение уровня жизни населения
страны, рост инфляции обусловили появление
высказываний о том, что Российская Федерация в
состоянии обеспечить не более 20% своих ранее
существующих перед населением обязательств3. В связи с этим большое значение
приобретает осуществляемая в настоящее время
Правительством Российской Федерации реформа
межбюджетных отношений. По мнению разработчиков
правительственной программы, конечным
результатом реформы должен стать полный отказ от
разделения налогов на собственные, закрепленные
и регулирующие, а также от существующей системы
нормативов отчисления от федеральных или
региональных налогов, как это имеет место,
например, в США. Каждый бюджет (как федеральный,
так и субнациональные) будет иметь закрытый
перечень собственных налогов, что предполагает
существенное расширение налоговых полномочий
региональных и местных бюджетов. В дальнейшем,
после достижения сбалансированности бюджетных
полномочий и ответственности, доля ресурсов,
сосредоточенных на субнациональном уровне,
будет постепенно увеличиваться. Вместе с тем
необходимы соблюдение жестких бюджетных
ограничений, формирование конкурентной среды,
оптимальное выравнивание бюджетной
обеспеченности, максимальная прозрачность и
стабильность системы межбюджетных отношений.
Данная стратегия предусматривает
одновременное реформирование всех составных
частей межбюджетных отношений: расходных
полномочий; налоговых (доходных) полномочий;
механизмов финансовой помощи; регулирования
управления субнациональными бюджетами. На
начальных этапах реформы межбюджетных отношений
предполагается устранить недостатки
существующей системы и определить параметры
новой системы отношений, основанной на реальной
децентрализации налогово-бюджетных полномочий.
В дальнейшем будет осуществлена реальная
самостоятельность региональных и местных
властей.
В части финансирования образования
предполагается значительное расширение прав
субнациональных бюджетов, которое представлено
в табл. 2.
Стандартные требования к качеству
образования, включающие перечень основных
предметов и экзаменационные требования по ним,
предполагается закрепить за федеральным
уровнем. Российские муниципалитеты, роль которых
в настоящее время довольно незначительна (они
отвечают за организацию, содержание и развитие
муниципальных учреждений дошкольного, основного
общего и профессионального образования), должны
перейти от содержания муниципальной сети
образовательных учреждений к исполнению функции
единого заказчика на предоставление услуг
образования среди школ и расплачиваться с ними в
зависимости от сформулированных в заказе
критериев: качества знаний, численности учащихся
и т. д. Профессионально-технические училища,
которые готовят кадры для предприятий,
расположенных как в данном муниципалитете, так и
за его пределами, следует финансировать из
региональных бюджетов.
Таблица 2
Система образования, в которую направляются расходы |
Полномочия по нормативно-правовому регулированию (законодательства и решения) |
Полномочия по финансированию (бюджеты) |
Полномочия по организации предоставления |
---|---|---|---|
1 |
2 |
3 |
4 |
Дошкольное образование |
Ф, Р, М |
М |
М |
Общее образование |
Ф, Р, М |
М |
М |
Среднее и профессиональное образование |
Ф, Р |
Р |
Р |
Переподготовка и повышение квалификации |
Ф, Р |
Р |
Р |
Примечание. Ф - федеральный уровень, Р - региональный уровень (уровень субъекта), М - муниципальный уровень. См.: Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по регулированию межбюджетных отношений (проект) / Министерство финансов РФ. М., 2000.
Стандартные требования к знаниям по специальным предметам должны устанавливаться региональным отделом по согласованию с потенциальными работодателями. Как и в США, это будет способствовать созданию конкуренции среди учебных заведений и повышению качества образования.
© Бикалова Н., 2000