Л. Васильев
Калуга

НА ПУТИ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО КОММУНИКАТИВНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

    Коммуникативные дисциплины (КД) - это широкий спектр предметов, направленных на изучение стратегий, тактик и межкультурных особенностей создания, восприятия и обмена языковыми сообщениями, а также на анализ социальных последствий этой деятельности. Предмет исследования в коммуникативных дисциплинах - понимание коммуникативных процессов и формирование знаний, умений и навыков продуктивного общения.
    В США КД присутствуют в качестве обязательного компонента в образовательных программах старших классов средней школы, колледжах и университетах. КД являются неотъемлемой частью программ подготовки специалистов следующих профилей: преподаватель колледжа, менеджер по продажам, лоббист, спичрайтер, министр, адвокат, специалист по рекламе, политический деятель, маркетолог, кадровый аналитик, консультант по проведению политических кампаний, редактор журнала, пресс-секретарь, репортер, диск-жокей, телерепортер, консультант в организациях и др.

Спектр этих дисциплин охватывает прежде всего:

    Учет названных факторов на российской ниве образования и адаптирование в этом отношении российских образовательных стандартов к американским позволил бы значительно усовершенствовать не только межличностный аспект собственно преподавания, но и темпы формирования гражданского общества, ибо продуктивное общение является важнейшим ключом к нему.
    В отечественных образовательных стандартах КД как отдельная специальность или специализация отсутствуют. Компоненты КД разбросаны по разным блокам дисциплин (психология, журналистика, связи с общественностью и т. д.), что создает впечатление изолированности и элитности этих элементов КД и не позволяет увидеть общих признаков коммуникации и необходимости их учета в преподавании дисциплин любой специальности. В ряде же вузов США (например, в Университете Штата Калифорния, занимающемся подготовкой практических специалистов бакалаврского и магистерского уровня в самых разных областях) КД представлены в качестве обязательного компонента дисциплин первой ступени обучения и как специализация в рамках бакалавриата гуманитарных наук (ВА).
    В рамках российских образовательных стандартов первой ступени вузовского образования КД присутствуют в основном лишь в виде дисциплины "Культура речи" для гуманитарных специальностей. Наполнение этой (и подобных ей) дисциплины коммуникативной сущностью может быть достигнуто путем приближения ее к американским стандартам, которые гораздо полнее учитывают специфику общения как в моно-, так и в поликультурном окружении. Такое приближение может быть осуществлено путем внедрения в учебные планы следующих дисциплин.

1. Аргументация (практический курс - оценка аргументов, фактов и обоснований, правильности рассуждения, типичных ошибок в аргументации, типовых аргументов, их структуры в письменных текстах и записях устных выступлений).

2. Основы публичного выступления. В отличие от дисциплины "Культура речи", которая во многом дублирует изложение квинтиллиановского подхода к искусству красноречия и имеет очень незначительный практический результат, предлагаемый курс ориентирован на научение всех студентов аргументированно и эффективно выступать на публике вне зависимости от наличия или отсутствия у них природного дара оратора. Акцент делается на методику организации и обоснование положений, учет возможных реакций аудитории; разграничивается обучение речи-информации и речи-убеждению.

3. Основы проведения дебатов. Навыки публичного аргументированного выступления шлифуются в дебатах в рамках микрогрупп студентов, обучающихся КД. Студенты анализируют дебаты, проведенные с соперниками, обладающими разным уровнем коммуникативной компетентности и ее осознанности: с неподготовленными соперниками; с соперниками, обладающими неосознанной компетентностью в области дебатов (пресс-секретари, представители фирм и организаций); с соперниками, обладающими ограниченной компетентностью, но не имеющими опыта в дебатах (сокурсники, только что получившие зачет по культуре речи).

    В докладе приводятся конкретные данные из опыта преподавания КД в Калужском госпедуниверситете и Калужском филиале Московского гуманитарно-экономического института.

© Васильев Л., 2000

назадоглавлениевперед