Л. Капустина
Екатеринбург

ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА И ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

    Интеграционные процессы, происходящие в мировом сообществе во всех сферах человеческой деятельности, затронули также систему высшего образования. В настоящий период формируется единое мировое образовательное пространство, выражающееся прежде всего в гармонизации образовательных стандартов, подходов, учебных планов, специальностей в разных странах мира. Например, в 1997 году в Лиссабоне подписана Конвенция о признании дипломов высшего образования и о соответствии ученых степеней в странах Европы. В 1998 году в Париже министры образования Германии, Франции, Италии и Великобритании приняли декларацию по гармонизации европейской системы высшего образования. В ней отмечается, что открытое европейское образовательное пространство предполагает рост мобильности студентов и сотрудничества преподавателей университетов разных стран Европы, что, как ожидается, будет способствовать достижению гражданами успехов в выбранной профессии, улучшению системы трудоустройства выпускников университетов, повышению статуса Европы в сфере образования.
    Россия с началом демократических реформ стала активно интегрироваться в мировое образовательное пространство через вхождение в планетарную сеть университетов, интернационализацию связей, гармонизацию учебных программ высших учебных заведений, создание предпосылок для взаимного признания документов о высшем образовании. Интеграция России в мировую образовательную систему осуществляется на основе международного сотрудничества с университетами США и Европы, реализацию проектов по обмену студентами, преподавателями и по предоставлению стипендий российским студентам для обучения за рубежом. В частности, УрГЭУ участвует в проекте TEMPUS-TACIS, нацеленном на повышение мобильности студентов между странами Европы и России, развитие дистанционного обучения, овладение новыми информационными технологиями, разработку системы взаимозачета кредитов.
    В процессе расширения сотрудничества российских университетов с зарубежными произошли существенные изменения в содержании учебных курсов и методах преподавания гуманитарных дисциплин, изменилась идеология образования, в основе которой лежит право граждан РФ на высшее образование и сам человек с его запросами и интересами. Наметились направления и приоритеты дальнейшего совершенствования высшего образования в целом:

    В результате постепенной адаптации высшей школы РФ к требованиям демократизации, расширения гражданских прав и свобод будет происходить ее сближение с принципами организации высшего образования в развитых странах мира, и в конечном итоге процесс гармонизации в образовательной сфере приведет к установлению единой мировой системы высшего образования.

© Капустина Л., 2000

назадоглавлениевперед