Л. Беляева
Екатеринбург

ОБРАЗОВАНИЕ И ГУМАНИТАРНОСТЬ

    Одним из "смертных грехов" современного высшего образования является то скрытое, то явное стремление в качестве своего конечного результата произвести хорошего специалиста, соответствующего требованиям того или иного производства. Итогом является специалист, подобный флюсу с односторонней полнотой, специалист, ограниченный в своих возможностях понимания того, что выходит за рамки профессии, специалист не способный к творчеству. Этому служит засилье в содержании образования наук, дающих объективистское прагматическое знание, знание форм, но не научающих человека смыслам, ценностям, умениям в них ориентироваться и определяться.
    Однако исторически образование как "пайдейя" понималось как движение к человечности (humanitas), к целостному образу человека. Гуманитарность образования, на наш взгляд, является основополагающей характеристикой подлинного образования. Гуманитарность образования предполагает не только увеличение доли гуманитарных дисциплин в содержании образования. Главное назначение гуманитарности состоит в том, чтобы помочь нуждающемуся в образовании человеку стать человеком, сформировать свое ценностно-смысловое ядро, служащее основой выработки жизненных целей и идеалов, мотивов выбора, смысложизненных решений. В конечном счете гуманитарность образования ориентируется на образ человека как существа, "толкующего и понимающего свое бытие".
    Отсюда проблема понимания выдвигается в центр образовательного процесса, пронизанного идеей гуманитарности. При этом необходимо отметить, что понимание, хотя и основано на знании, но отличается от него. Знание носит предметный характер, т. е. предполагает обращение к объектам и их свойствам, при этом его приобретение осуществляется в субъектно-объектном отношении. Понимание же есть постижение смысла, а смысл всегда связан с мерой очеловечивания явлений, мерой вхождения в ситуацию и поэтому означает обращение к личностному опыту, личной заинтересованности. Понимание - это такой способ освоения мира человеком, который ведет к самопониманию, осмысленному проживанию своего бытия, жизнетворчеству, приобретению внутренней свободы. Чтобы укорениться в культуре, индивид не может быть просто потребителем чужого знания, ему необходимо совершить великий труд по переработке чужого знания в свое собственное понимание через его осмысление.
    Другой аспект проблемы понимания - это взаимопонимание, процесс развертывания человеческого отношения одного человека к другому. Оно осуществляется от имени "Я" и означает у-частное и со-участное отношение, протекающее на основе диалога, раскрепощающего и развивающего гуманистический потенциал личности, формирующего идеалы свободы и ответственности, причастности личности ко всему, что происходит в мире.

© Беляева Л., 2000

назадоглавлениевперед