Г. Брандт
Екатеринбург
Обретение женщиной
подлинных гражданских прав в России во многом
зависит от формирования новой гендерной
ситуации в обществе. Несмотря на объявление в
начале советской эпохи всеобщего равенства
между полами и даже попыткой стереть между ними
"грани", представление о природном
предназначении и роли женщины в обществе по сути
не изменилось. На место явных форм дискриминации
женщин пришли скрытые, которые основывались на
убеждении, что женщина, так сказать, "по
природе" представляет собой "другое"
мужчины и потому никакие социальные реформы не
могут поставить женщину в равное социальное
положение с мужчиной. Такого рода убеждения
настолько глубоко укоренены в российском
сознании, что только авторитетный взгляд
"извне" может показать относительность
наших представлений о природном предназначении
пола. Собственно гендерные исследования вообще и
анализ гендерной ситуации России в частности
призваны как раз расшатывать, если не снимать
вовсе половые стереотипы в умах людей.
В своем выступлении я хочу представить
статью американского антрополога Нэнси Рис как
пример такого взгляда со стороны на российские
представления о мужчине и женщине, которые
кажутся нам естественными. Автор статьи
"рисует" такие портреты наших
представлений: "Мужчины рациональны, женщины
эмоциональны. Мужчины думают головой, женщины -
сердцем"; "Мужчины - существа безрассудные,
безответственные, и только женщина способна
держать их в рамках"; "Мужчины по природе
своей сексуально распущены, и, чтобы удержать их
при себе, женщинам надо очень и очень
стараться"; "Мужчины - это сила, женщины - это
слабость". Я привела примеры распространенных
среди современных россиян гендерных
стереотипов. Подобные высказывания звучат
довольно эмоционально из уст как женщин, так и
мужчин; противоречивость многих из таких
суждений (например, что мужчины "по природе"
и рациональны, и безответственны, хотя
рационализм, казалось бы, должен порождать в
человеке чувство ответственности) никого не
смущает. Конечно, люди признают, что бывают
разные характеры: с одной стороны, серьезные,
порядочные мужчины, а с другой - беспутные
пьяницы; точно так же есть гордые, спокойные
женщины, но есть и сварливые сплетницы. В
суждениях русских о половых различиях людей
присутствует ряд неоднозначных характеристик, и
тем не менее у них имеются вполне определенные
представления об основных, "естественных
качествах мужчин и женщин" (Рис Н.
Гендерные стереотипы в российском обществе:
взгляд американского этнографа //
Этнографическое обозрение. 1994. N 5. С. 44-45).
В процессе своего анализа Н. Рис
приходит к выводу, который называет "очевидным
парадоксом". Он заключается в том, что
семьдесят лет коммунистической идеологии и
соответствующего образования, пропаганды и
социалистического реализма, а также официальных
стараний внедрить в общество идею равенства
женщин и равного их участия в общественной жизни
мало чего достигли в поднятии статуса женщин как
в умах людей, так и в реальной действительности. В
результате чего для автора статьи совершенно
очевидно, что женщины требуют от самих себя
гораздо больше, чем от мужчины и "из-за своего
второстепенного положения в обществе" и из-за
своей "психологической приниженности",
связанных прежде всего со всемогущими половыми
стереотипами (которые люди считают созданными
природой, а значит, неизменными). "Русская
женщина вынуждена "раздваиваться",
"растраиваться", выворачиваться наизнанку и
"расшибаться в лепешку", поскольку она "и
швец, и жнец, и на дуде игрец" и должна успеть
все и везде. Главный способ противостоять
социальному и эмоциональному притеснению,
основанному на идеологии "врожденной"
женской неполноценности, - это ежедневная
демонстрация женщиной своей выносливости и
способности безупречно выполнять возложенные на
нее обязанности. Мужчинам для обретения чувства
собственного достоинства нет необходимости
играть более одной роли, поскольку жизнь
российского общества убеждает его в том, что он -
существо высшего порядка, а следовательно, может
не слишком напрягаться" (Рис Н. Указ. соч. С.
47).
Думается, излишне доказывать, что
права женщины как социального и культурного
субъекта не могут обрести статус действительных
(а не только декларируемых) без решения
"гендерной проблемы". Причем очевидно, что
решение это значимо совсем не только для женщин.
Как замечает в конце рассматриваемой статьи Н.
Рис: "Несомненно, что господствующие иные
полоролевые стереотипы причиняют вред обоим
полам. Вместе с образом непрактичного и
безответственного человека, который мужчины
молчаливо принимают, они безропотно соглашаются
и с доминированием женщин в домашнем быту. На
первый взгляд, сверхактивность и
сверхзаботливость женщин освобождают мужчин от
беспокойства о семье и от домашней работы. Но
если взглянуть глубже, то такое охранительное
поведение женщин воспитывает в характере мужчин
свойство зависимости и не дает им почувствовать
в себе уверенность, смелость, самоуважение, столь
необходимые для того, чтобы противостоять
давлению могущественных сил в других сферах
общественной жизни. В результате мужчины,
которых описанные выше отношения женщин как бы
уподобляют детям, оказываются не в состоянии ни
сопротивляться неблагоприятным социальным
условиям, ни работать в полную силу в своей
собственной профессии. И вся власть мужчин в
обществе на деле оказывается столь же иллюзорной
и хрупкой, как и их власть и превосходство над
женщинами. Хотя в этой статье я откровенно
выступаю на стороне женщин, я убеждена, что отказ
от стереотипов будет благотворен для общества в
целом, так как высвободит немалый личностный и
общественный потенциал, ныне скрытый из-за
слепого шаблонного мышления" (Рис Н. Указ.
соч. С. 49-50.)
© Брандт Г., 2000