О. Журавлев
г. Екатеринбург
Не являясь специалистом по
данной тематике, автор не сможет оперировать
конкретными результатами прикладных
исследований. Но будучи участником и
организатором нескольких семинаров в смежных
областях, а также посвятив немало времени
изучению проблемы в течение годовой стажировки
за рубежом, автор попытается обосновать
необходимость участия общественных посредников
в процессе государственного управления.
Для начала дадим определение терминов
в рамках данного доклада. Под государственным
управлением понимается комплекс воздействий на
все аспекты жизни государства (государство =
люди, населяющие его территорию). В работе "О
свободе" Дж. Ст. Милль определяет
государственную власть как систему,
направленную на эффективное решение проблем
избирателей, доверившей ей свои судьбы. Только
при этом условии люди, принимающие решения,
остаются у руля. Преследуя свои цели, они решают
проблемы всей нации. Дается эталонное
определение власти. В чистом виде такого нет даже
в Америке.
Общественные посредники (public intermediaries) -
это те лица и организации, которые от имени и во
благо определенных социальных групп
воздействуют на процесс принятия и исполнения
государственных решений. Общественные
посредники выступают, как правило, в виде
заинтересованных групп (групп по интересам - interest
groups). Их называют также лобби, а их представителей
- лоббистами. Однако в последнее время в
иностранных источниках фигурирует именно первый
вариант. Наиболее сильными группами по интересам
являются: Американская Федерация Фермеров (American
Farm Bureau Federation), группа "Общее Дело" (Common Cause),
Круглый стол бизнеса (the Business Roundtable) и несколько
других. До сих пор сильны в Вашингтоне группы по
интересам на основе национального признака. Одно
из первых упоминаний о лобби встречается у А.
Токвилля.
Группы по интересам позволяют своим
членам, а также и всем гражданам и организациям
без исключения, если не воздействовать на
процесс государственного управления, то, как
минимум, выдвигать рекомендации и следить за
правильностью исполнения властью своих
обязательств перед народом. Это пример, так
сказать, антипассивного гражданского сознания.
Стоит признать, что этот демократический
"инструмент" уходит корнями глубоко в
историю.
Итак, функции общественных
посредников.
Участниками групп по интересам могут быть любые граждане и организации. Для того, чтобы выдвинуть законопроект через "своего" законодателя в парламенте, желательно, чтобы в группе были представлены жители округа, от которого выдвигался конгрессмен. Известно много технических тонкостей в существовании лобби. Существуют лобби, деятельность которых поставлена на коммерческие рельсы. Плохо одно - у нас такого нет. Интуитивно автор может выдвинуть две причины этому.
Вопрос остается открытым: "Что делать?::.".