С. Смирнова
г. Санкт-Петербург

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

    Право на образование и свобода воспитания относятся к числу основных прав человека и признаны не только на международно-правовом уровне, но и в подавляющем большинстве внутригосударственных правовых систем. Нормативным содержанием права на образование являются те правовые возможности, которые должны быть предоставлены государством своим гражданам, а именно: обязательность получения начального образования, право на получение среднего образования в различных его формах, право на получение профессионально-технического образования, право на получение высшего образования, право на получение элементарного образования для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования.
    Реализация этих возможностей позволит отдельному индивиду осуществить также другие права и свободы в социально-экономической и гражданско-политической сферах человеческой деятельности.
    В исследованиях, проводимых под эгидой Европейского форума за свободу образования, З. Йенкнер выделяет элементы права на образование:

Развивая предложенную З. Йенкнером концепцию, рассмотрим механизм реализации права выбора образовательных услуг.

 

 

Рис. 1.

    Исходя из предложенной схемы, право выбора образовательных услуг основывается на соблюдении минимального права на образование, которое обеспечивает возможность и критерии выбора образовательных услуг, предлагаемых на рынке, и реализуется через право на развитие, право на участие и право доступа. Причем, в случае несоблюдения права на минимальное образование, право выбора образовательных услуг реализуется в основном через право доступа, и оно направлено на достижение минимального уровня образовательных услуг. Таким образом, для реализации права выбора как элемента права на образование необходимым условием является соблюдение права на минимальное образование, гарантирующего определенный уровень качества образовательных услуг, а достаточным условием является соблюдение права на доступность, как в территориальном аспекте, так и в юридическом (порядок зачисления в образовательное учреждение), и в финансовом (возможность обеспечить ребенка учебными пособиями к началу учебного года), и в наличии предмета выбора - наличие платных услуг, соблюдение права на участие как для учителей (автономия образовательного учреждения как педагогическая, так и юридическая, и финансовая), так и для родителей и учащихся (в первую очередь, правовая грамотность и возможность участия в управлении образовательным учреждением), соблюдение права на развитие (дифференцированный подход к образованию, свобода перехода из одного образовательного учреждения в другое). Главным фактором, вызывающим несоответствие правовых и экономических возможностей реализации права выбора образовательных услуг, является несоблюдение права на минимальное образование в качестве необходимого условия.