М. Наволодская
г. Омск

ОБУЧЕНИЕ ПРАВАМ ШКОЛЬНИКА В ШКОЛЕ

    Право - это нравственный минимум, не выполнять его никак нельзя. Пренебрежительное отношение к правам человека со стороны высших государственных чиновников нельзя считать нормальным явлением общества, претендующего на цивилизованность. Преподавание права в школе, особенно в настоящее время, происходит на благоприятном эмоциональном фоне. Право - это сфера должного того как должно быть. Мы, учителя, не имеем права закрывать глаза на действительность или приукрашивать ее. Наша задача раскрыть огромный вред хаоса в состоянии правопорядка и законности, вред для каждого человека. И потребность в преодолении этого хаоса как раз является стимулом к изучению права.
    Изучение права помогает приобщиться к миру взрослых, где сосредоточены проблемы добра и зла, порядка и беспорядка, любви и ненависти, культуры и бескультурья, мира и войны и еще многих других вопросов.
    Сегодняшние школьники в дальнейшей жизни столкнуться с обилием противоречащих друг другу суждений. Ориентироваться в них, выбирать правильные, бесспорные, размышлять самим нужно уже сейчас.
    Обучение правовой культуре учащихся, учителей и родителей сегодня крайне необходимо, потому что одинаково должны учиться демократии и учителя, и родители, и дети. Это поможет перейти от культуры полезности, к культуре достоинства! Поможет учредить в России демократию, демократию, которой нам предстоит учиться у страны-лидера, США.
    Поездка в США в значительной степени оказала на меня влияние в профессиональном плане, Она помогла мне много интересного внести в учебный и воспитательный процесс школы. Мое общение с коллегами, учащимися и их родителями стало более цивилизованным, демократичным, общение, основанное на уважительном отношении к признанию своих прав и достоинства других личностей, независимо от возраста и социального положения.
    Я однозначно пришла к выводу, что школу демократии должен пройти каждый, и тот, кто только вступает в жизнь, и тот, за чьими плечами значительный жизненный опыт, потому что стремление к свободе может быть врожденным, но практику демократии нужно изучать.
    В своей работе я смело и последовательно использую международный опыт становления и развития демократии, уважение к чужим правам и взглядам, воспитываю проявлять терпимость и способность к компромиссам. Создаю обстановку, в которой каждый ребенок чувствует себя личностью с ее индивидуальностью и неприкосновенностью.
    Учу детей быть раскрепощенными, демократичными, но при этом постоянно вызываю интерес к познанию правил человеческих взаимоотношений, учу применять их в повседневной жизни. Для этого вовлекаю детей в дискуссии, споры, тестирование, диалоги, суждения. Этим самым дети сами приобретают веру в необходимость упорного труда и того, что каждый человек в ответе за свою судьбу. Именно такая вера помогла американцам добиться великих свершений. В преподавании прав человека я использую культурные ценности американцев, такие как:

1) контроль над своей судьбой;
2) мобильность;
3) пунктуальность и умение распоряжаться временем;
4) борьба за равные права;
5) индивидуализм и неприкосновенность личной жизни;
6) самостоятельность;
7) конкуренция и свободное предпринимательство;
8) устремленность в будущее, т.е. ориентация на будущее;
9) предприимчивость, деятельность;
10) отсутствие церемоний;
11) прямота, искренность, откровенность;
12) прагматизм и производительность;
13) материализм, накопительство.

    Я твердо уверена, что образование должно влиять на страну. Какие мы? Именно образование создает характер страны.

    Программы США обеспечивают:

1) связи на уровне простых людей;
2) улучшают стабильность отношений;
3) есть возможность познакомиться нам, российским учителям, с образованием США, а коллегам из США с российским образованием. Это "двойная победа".

    Уважая права человека, законы, я стараюсь научит коллег, родителей и школьников разрешать конфликты и споры цивилизованным, законным путем, а не на уровне бытовых форм и методов.
    На родительских собраниях, педсоветах, заседаниях предметных комиссий все чаще стали рассматриваться "правовые основы взаимоотношений учителей, ученика, родителей".
    На основании "Декларации прав ребенка", принятой Генеральной Ассамблеей ООН, "ребенок, ввиду его физической, умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе", вместе с родителями учащиеся определяют границу приемлемого поведения, правила и законы вводятся ребенку как требования, которые он должен соблюдать, чтобы избежать наказаний и обиды. Затем учим ребенка видеть главную цель правил и законов, которые необходимы в сохранении порядка. Главное - создать в школе и семье нравственный климат, который способствует отношениям, когда уважаются права всех субъектов образования. К сожалению, еще имеют место факты неуважительного отношения к ребенку со стороны взрослых, подчас нарушение прав ребенка. Важно чтобы взрослый признал свою вину и в данной ситуации обе стороны остаются с чувством собственного достоинства. Именно в этом вопросе мы сделали заметный шаг, шаг к формированию у себя таких ценностных установок, как справедливость и законность. А в этом помогает изучение таких тем и разделов: "Ты и твое право", "Ты и твоя ответственность", "Права ребенка", "Дети и родители", "Преступление против чести и достоинства" и т.д.
    Школьники знакомятся с механизмом правового регулирования общественной и личной жизни, своими правами и обязанностями, учреждениями, в которые можно обратиться в случае нарушения их законных интересов. И это на сегодня - проблема. Главная трудность в неустоявшемся характере российского законодательства в целом. И здесь огромная роль принадлежит нам, учителям. Учитель может заполнить некоторые юридические "пустоты" этическим материалом, достаточным для понимания сути вопросов учениками. Но главным критерием является полезность правовых знаний для практической жизни учащихся в настоящее время и ближайшем будущем. В силе остается профилактическая функция правового образования, задача воспитания у учащихся отрицательного отношения к нарушениям права, преступлениям, пьянству, наркомании и другим порокам, принесшим нашему народу столько бед и несчастий.
    Мы, учителя, обязаны учить учащихся практически мыслить. Во время проведения дискуссий, круглого стола вопросы звучат как приглашение высказать свою точку зрения, это важнее, чем обладание каким-то объемом информации. Использование таких форм работы дают учащимся возможность себя реализовать, осознать необходимость справедливого осуществления своих прав и выполнения обязанностей и такой же справедливости в отношении других лиц.
    Кроме того, мы имеем возможность отследить взгляды, убеждения, установки по отношению к правам и обязанностям, которые определяют правовое поведение ребенка, формирует такое качество, которое называется общественным инстинктом, т.е. сочувствовие другим людям и умение понимать их.
    Результаты тестирования "Способны ли Вы отстаивать свои права". Тестированием охвачены 250 учащихся.

Таблица

Смогут защитить свои права, опираясь на знания своих прав и способов защиты.

Находятся на пути к пониманию примуществ цивилизованного отстаивания своих прав.

Придерживаются девизу "У кого больше прав, тот и прав"

В начале учебного года

5%

30%

65%

В конце учебного года

15%

50%

35%

    Как жаль, что многие учителя остаются не информированными в области гуманистической культуры. Не все учителя могут донести своим ученикам знания о правах человека.
    Мы имеем сегодня недостаточное количество профессионалов в области обучения правам, нам недостает международной литературы по вопросам гражданского образования.
    Мы не сотрудничаем со средствами массовой информации по вопросам гражданского образования.
    Образовательная реформа в гражданском образовании - особая область, потому что прежде чем мы разовьем вопрос гражданского образования, мы должны переобучить преподавателей.
    Развитие правовой культуры оставляет желать лучшего. Международный опыт в изучении методических средств преподавания права, особенно США, углубит наши знания в преподавании данного вопроса у нас в России.