Зорников И.Н., Волкова Л.П.
г. Воронеж

Активизация международной деятельности вузов в условиях становления гражданского общества

    Демократизация социальных процессов в России имеет своей целью построение гражданского общества и правового государства. Гражданское общество как сфера деятельности самодеятельных организаций, ассоциаций и объединений имеет следующие главные черты:

    Применительно к международной деятельности вузов можно выделить ряд изменений, происходящих в ходе становления гражданского общества в России.
    Во-первых, изменились принципы и приоритеты набора контингента иностранных учащихся в российские вузы. На практике реализуется принцип открытости российской системы образования для всех граждан зарубежных стран, независимо от их подданства, политических взглядов, вероисповедания и т.п. Отошли в прошлое идейно-политические приоритеты набора иностранных граждан в высшие учебные заведения.
    Во-вторых, изменилось содержание обучения иностранных граждан. Профессиональное образование в российских вузах все больше осуществляется на основе общемировых достижений науки и техники, что облегчает иностранным выпускникам последующее трудоустройство и работу по профессии. Расширяющийся интернациональный характер российского высшего образования способствует обретению большей свободы выбора и профессиональной мобильности специалиста.
    В-третьих, иностранные учащиеся приобретают в России все больше гражданских прав и свобод. Это касается их образовательной, экономической и политической деятельности. Шире стали и возможности миграции как в самой России, так и за ее пределами.
    В-четвертых, российский вузы получили широкую автономию во внешних связях, выборе зарубежных партнеров, определении объемов и форм реализации образовательных обменов. Более 40% иностранных учащихся российские вузы набирают благодаря прямым контактам, около 25% - через бывших выпускников, а остальные - с помощью посредников и рекламы.
    В этой связи следует заметить, что расширение самостоятельности наиболее благотворно отразилось на крупных вузах со сложившимися международными связями, имеющих прямые контакты со своими бывшими выпускниками, способных организовать набор в странах их проживания. Отраслевые институты, лишившись государственной поддержки, потеряли и контингент иностранных учащихся, сократившийся в периферийных вузах в 3 раза.
    В-пятых, интернационализация информационного пространства на основе Internet расширила степень свободы научной деятелтности российских ученых и преподавателей. Они чаще участвуют в международных симпозиумах и конференциях. Все шире практика прямых неправительственных договоров и соглашений, совместных научных исследованиях. Наука всегда была интернациональной и в условиях развивающейся интернационализации всех сфер общественной жизни она идет впереди, создавая основу экономической и соцокультурной интеграции.
    В-шестых, интенсификация разнообразных международных связей объективно требует выравнивания нормативно-правового регулирования разными сторонами социальной жизнедеятельности. В этой связи под влиянием норм западной демократии меняются в сторону демократизации юридически нормы российского общества. Это стимулирует развитие гражданского общества в России.
    В-седьмых, расширение самоуправленческих начал в деятельности объдинений и организаций, занимающихся международной деятельностью (как обязательный атрибут гражданского общества), привело к возникновению новых форм управления и координации интернациональных связей. Регионализация государственного управления, с одной стороны, и активизация международной интеграции с другой стороны, привели к появлению Региональных Центров международного сотрудничества вузов, что позволяет объединить усилия по подбору контингента учащихся в зарубежных странах, расширить спектр специальностей, предлагаемых иностранным гражданам, обмениваться профессорско-преподавательским составом как российских, так и зарубежных вузов, расширить информационную базу вузов, теснее работать с региональной администрацией и т.д.
    В заключении следует отметить, что интернационализация международной деятельности вузов находится в диалектическом единстве с процессом развития гражданского общества в России. С одной стороны, международная интеграция стимулирует и требует интенсификации процесса становления гражданского общества. С другой стороны, появившиеся в России первые приметы и черты демократического гражданского общества интенсифицируют процессы международной интеграции.

[Назад] [Оглавление] [Вперед]