Майстровский Ю.Р.
г. Самара

Учебный курс "Права человека" в подготовке будущих педагогов

    За последние годы отношение к вопросу защиты прав человека в России значительно изменилось. Тем не менее, уровень знания своих прав увеличился не намного, и даже введение в программу средней школы учебных курсов, подобных "Граждановедению" не изменило ситуацию к лучшему.
    Администрация школ часто только декларирует необходимость знания, соблюдения и защиты прав человека. Но эта же администрация не рассматривает ученика как личность, обладающую теми же правами. И вся работа по правовому воспитанию сводится к введению учебных курсов, на которых школьники механически заучивают Конституцию, "Конвенцию о правах ребенка", "Всеобщую декларацию прав человека" и т.п.
    Процесс обучения в области прав человека строится учителями школ аналогично преподаванию других предметов (математики, истории, литературы и т.д.), что подразумевает собой, чаще всего, проведение лекционных занятий. При этом сказывается недостаток специалистов, отсутствие информации о новых программах, учебниках, методических разработках и рекомендациях в области прав человека, об опыте коллег в других регионах, о деятельности правозащитных и правопросветительских организаций и т.п.
    Правозащитные организации существуют, в основном, в крупных городах. Информация об их деятельности очень редко доходит до педагогов школ. Подавляющее большинство членов правозащитных организаций имеют огромный положительный опыт в организации акций, отстаивании прав человека, участия в судебных процессах, но, к сожалению, не имеют педагогического образования и не работают в школах.
    Стоит обратить внимание еще на одну важную проблему, которую необходимо решать всем вместе. Согласно государственным образования студентам педагогических специальностей даются знания в области права, особенно, по правам ребенка. Но подавляющему числу будущих педагогов, кроме студентов, которым преподавать данную дисциплину, не дается методика по использованию полученных знаний в работе с детьми и их родителями. По нашему убеждению такого рода предмет должен преподаваться педагогам всех специальностей без исключения. Но пока в школах крайне мало учителей, способных не только передать свои знания о правах человека, гражданских ценностях и т.п., но создать в классе обстановку, которая способствует свободной дискуссии, на личном примере показать открытость и терпимость к противоположному мнению.
    Самарская городская молодежная общественная организация "Педагогический клуб "Радуга" на протяжении нескольких лет активно работает в данном направлении. Специально для Школы юного педагога Самарского Дворца детского и юношеского творчества нами разработан специальный учебный курс "Права человека", программа которого состоит из двух равнозначных блоков. Один блок теоретический, он основан на курсе "Живое право" Санкт-Петербургского института права. Во втором блоке, "Правовые и дискуссионные формы", рассматриваются самые различные методики, разработанные в г.г. Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Перми и др.
    Слушатели ШЮП принимают активное участие в научно-практических конференциях разных уровней с докладами по правам человека, работают над составлением выпусков "Правозащитного календаря", встречаются с представителями правозащитных организаций и т.п. Но самая важная их деятельность заключается в том, что они проходят обязательную педагогическую практику на базовых площадках, в том числе и по курсу "Права человека". Несколько выпускников нашей школы начали работать педагогами дополнительного образования, будучи еще учащимися 11 классов. В результате этой работы ими разработана и реализуется на протяжении 2 лет городская программа "Использование игровых технологий как средство повышения мотивации к обучению". Аналогичный курс преподается студентам, занимающихся по программе "Педагогическая мастерская", педагогам-организаторам, классным руководителям на курсах повышения квалификации и т.п.
    Благодаря использованию игровых технологий в учебном процессе будущие педагоги творчески осмысливают материал, лучше закрепляют полученные знания, вырабатывают навыки совместной работы и др.
    Школа юного педагога является экспериментальной площадкой, где впервые в г. Самаре проводятся, анализируются и адаптируются к учебному процессу новые игровые формы, полученные в ходе обмена опытом с нашими коллегами, творчески перерабатываются уже знакомые игры. Следует отметить, что слушатели ШЮП являются обычными старшеклассниками и благодаря этому разработчики курса "Права человека" имеют возможность реально оценить влияние игр на повышение мотивации школьников к обучению, на их успеваемость.

[Назад] [Оглавление] [Вперед]