Бабалова Г.Г.
г. Омск

Гражданское образование в учебном плане

    В связи с изменившейся обстановкой в сегодняшнем мире одним из наиболее актуальных вопросов является вопрос об интернационализации образования, иначе говоря, проблематика гражданского образования, стремление найти общие точки соприкосновения в образовании во всех странах мира, стремление к гуманизации образования.
    В настоящее время в разных странах мира (В США, Румынии, Болгарии, Германии и др.) проводятся научные конференции, семинары, на которых обсуждаются проблемы гражданского образования. Работа ведется в таких направлениях, как:

  1. Демократизация общества
  2. Национальное самосознание
  3. Проблемы дискриминации
  4. Экономические отношения

    Дискутируется также такой вопрос как место дисциплины "Гражданское образование" в учебном плане средних школ и высших учебных заведений. Суть дискуссии заключается в том, придать ли этой дисциплине самостоятельный статус или же "рассредоточить" проблематику Гражданского образования по различным специальностям.
    В таких европейских государствах как Португалия, Бельгия уже изданы учебники под названием "Гражданское образование" для учащихся школ. Вышеназванная проблематика нашла отражение в этих учебниках в форме вопросно-ответных упражнений к текстам, в форме ситуативных упражнений, тестов и т. д.
    Что касается специальности "Иностранный язык", то, на наш взгляд, здесь имеется широкое поле деятельности. Во-первых, в учебниках школ и вузов уже имеется материал с элементами гражданского образования, например, "охрана окружающей среды", "праздники и традиции", "мирное сосуществование". Во-вторых, имеющийся материал можно дополнить, руководствуясь принципами гражданского образования, в частности такой тематикой, как "межличностные отношения", "права и обязанности гражданина", "свобода личности и социальной нормы" и др.
    Основной принцип гражданского образования - это подготовка к жизни, и вряд ли может вызвать возражения цитата: "The aim - goal that teacher has to obtain out of the subject are:

    Гражданское образование - гуманистическое образование, отражающее стремление к Европейскому сообществу. Будем надеяться, что будущее принадлежит гражданскому образованию, а отсюда и все вытекающие последствия: мирное сосуществование, чистота окружающей среды, высокое самосознание и т. п.

Список литературы:

  1. M. claude Boucher/ Programme du cours de morale non confessionelle. Porto, 1997.
  2. Rumen Valchev. Laws and Democracy. Sofia,1999.
  3. Philip E. Said. Citizenship Education: the Maltese Experience. Malta, 1999.
  4. Virginia Valova. Open Education Center. Program. Sofia, 1998.

[Назад] [Оглавление] [Вперед]