Кабиров А.Ф.
г. Омск

Коллективно-творческие дела как школа демократизации сообщества студентов и преподавателей

    С момента, когда я начал осознавать себя, меня волновал вопрос о справедливости и законности моих обязанностей и прав в обществе людей. Сейчас приходит понимание, что справедливое общество, основанное на демократических принципах, не может быть построено без моего личного участия и моих сверстников.
    Отсутствие опыта по развитию собственного гражданского сознания приводит меня к выводу о том, демократическому образу жизни необходимо учиться и обучать других.
    Одним из конструктивных вариантов освоения опыта гуманистически ориентированного образа жизни является участие студентов в коллективных творческих делах, организуемых у нас на факультете иностранных языков в форме "Коммунарского сбора". Коллективно-творческие дела по сути своей представляют своеобразную школу демократизации сообщества студентов и преподавателей.
    В отличии от других организационных форм сообщества, коллективные творческие дела - дела самих студентов в соорганизации с преподавателями. Это прежде всего полнокровная жизнь (событийная общность) старших и младших, построенная на принципах сотрудничества, диалога, самоорганизации, авторства, соавторства. Здесь каждый участник является возможностью для другого в собственном развитии, а не средством использования их другими в своих целях. Именно в коллективной деятельности студент выявляет возможность индивидуализации своей личности, самоопределения по отношению к нормам и ценностям сообщества людей.
    Сущностными признаками коллективных творческих дел, как школы гуманизации и демократизации, являются:

    Естественно, что само по себе организация коллективно-творческих дел еще не дает гарантии выхода студента в гражданскую позицию. На первых этапах участия в них студентов привлекает эмоционально-праздничная сторона дела, а именно возможность пообщаться, раскрыть свои дарования, самоутвердиться в собственной значимости, дух солидарности.
    Однако при определенных условиях (что зависит от личности самого студента), коммунарский сбор актуализирует импульс к самостоятельным действиям по проектированию и преобразованию собственной жизни и жизни окружающих, освоению новых социальных ролей и социально конструктивных действий.
    Так, например, опыт участия в коммунарских сборах определил мое участие в помощи детям Иссилькульского детского дома (организация праздников, сбор для детей одежды, игрушек), организации в школах города дискуссии на различные темы: "Права и обязанности" граждан и государства, "Моя гражданская позиция" и т.п.; изучение вопросов "граждановедения". Захотелось заняться вопросами гражданского образования.
    Действительно, гуманизация жизни общества возможна на началах сотрудничества, соорганизации и самоорганизации взрослых и студентов при их добровольном желании заботиться друг о друге и о себе.

[Назад] [Оглавление] [Вперед]