Сербина И.В.
г. Омск

Роль общественно-активной школы в местном сообществе

    Среди инновационных проектов в сфере гражданского образования эффективной является программа "Общественно-активная школа - ресурсный центр для развития местного сообщества", которая в течение трех лет реализуется совместно общественной организацией Центр "Сотрудничество на местном уровне" (г. Красноярск) и американской некоммерческой организацией ECHO. Сибирское движение общественно-активных школ распространяется на девять регионов: Красноярский край, Республика Хакасия, Иркутская, Новосибирская, Томская, Кемеровская, Омская области, Алтайский край и республика Алтай.
    Системообразующей идеей является утверждение, что общественно-активная школа, используя свои ресурсы, может стать центром общественной жизни и гражданской инициативы местного сообщества. Методологической основой данной социальной технологии является концепция общественно-ориентированного образования. Основные компоненты представлены тремя программами: "Демократизация школ и школьных уроков", "Добровольчество", "Партнерство: школа - соседское сообщество".
    Школа ? 49 Кировского административного округа г. Омска официально включилась в программу и работает по модели общественно-активной школы с ноября 1999 года, первоначально сосредоточив свое внимание на развитии в родительском сообществе потребностей и навыков социального партнерства, добровольной работы и благотворительности, общественной самоорганизации и гражданской инициативы.
    Для выявления приоритетов в работе с общественностью была проведена оценка потребностей местного сообщества с использованием различных методов опроса (акция "Мы и сообщество"), анкетирование родителей, учеников, интервьюирование. Из 661 ответа абсолютное большинство (545 - 82,4 %) считают, что школа может и должна быть центром общественной жизни микрорайона. Ранжирование различных форм сотрудничества показало, что предпочтение отдается: а) школе, как месту проведения собраний общественности, встреч с представителями власти; б) акциям по благоустройству и санитарному состоянию микроучастка; в) совместным досуговым мероприятиям.
    Дополнительное исследование потребностей родителей определило наиболее значимые для них проблемы - объективность оценки знаний учащихся, профессиональный уровень учителей, выбор учебных программ. Поэтому наиболее предпочтительными формами партнерства родительская общественность считает участие в управлении школой и совместную деятельность. Таким образом, объективно сложилась основа для взаимовыгодного социального партнерства.
    В школе начата работа малых дискуссионных групп из родителей, учащихся, учителей по актуальным проблемам школьного образования, создан и действует Попечительский совет, зарегистрирован и работает Благотворительный общественный фонд развития школы ? 49. Так как оценка является довольно значимым общественным институтом и ответственность за нее - это фактор первостепенной важности для учителя, который хочет создать демократическую культуры в классе, в работе над проблемой объективности оценки знаний учащихся используются рекомендации лаборатории тестирования ОмГУ, а так же определяющий, формирующий, диагностический и суммирующий формы тестовых заданий. Цель: приспособить обучение к интересам учащихся, согласовать с потребностями их творческого роста, повысить объективность оценки знаний, умений и навыков.
    Достигаемый такой работой социальный результат - вовлечение родителей, учащихся, учителей, членов сообщества в некоммерческую деятельность повышает общественную активность, гражданскую инициативу, обучает навыкам социального партнерства и создает инфраструктуру гражданского сообщества на местном уровне.

[Назад] [Оглавление] [Вперед]