Введение

    В начале ХХI века слово "выживать" - одно из наиболее употребляемых в национальном и международном лексиконе. Традиционная философская проблема бытия человека становится реальной практической проблемой повседневной жизни для миллиардов людей в ее конкретно-трагическом звучании: быть или не быть? Фундаментальную неустойчивость бытия, проблематичность перспектив будущего все острее ощущают не только бедствующие, но и вполне благополучные народы и страны. Мир в целом в своем научном, техническом, экономическом, социальном и политическом развитии вплотную приблизился к критическому рубежу, за которым, или выход на качественно новый, более высокий уровень развития мирового сообщества, или гибель человеческой цивилизации. Несмотря на, несомненно, великие достижения человечества, мир оказался в весьма неустойчивом состоянии. Переход к парадигме устойчивого развития предполагает не только установление необходимого баланса между потреблением и воспроизводством природных ресурсов при минимизации загрязнения окружающей среды (равновесного природопользования), но и демократизацию общественной жизни, а также обеспечение устойчивого роста благосостояния, социальной защищенности и возможностей гармоничного развития каждой личности.
    Следует подчеркнуть, что повышение общемирового образовательного уровня является абсолютно необходимым условием устойчивого развития человечества. Это понимание воплощено в конкретную политику, которую одобрили лидеры "Большой восьмерки". Россия, в свою очередь, как великая держава в области образования призвана сыграть важную роль в обеспечении доступа жителей всех стран к качественным знаниям.
    Демократизация - одна из наиболее обсуждаемых проблем в современном мировом общении народов и стран, составляющих мировое сообщество. Существуют различные точки зрения относительно сути данного явления. В частности, на основании одной из них демократизацию определяют как процесс, направленный на установление порядка, ориентирующегося на интересы большинства и уравнивающего всех в правах и обязанностях. При таком подходе, все большее внимание уделяется вопросам развития международного сотрудничества с целью изучения зарубежного опыта в областях, связанных с созданием гарантированных условий нормального существования и всестороннего развития всех членов человеческого сообщества. При этом имеется в виду предоставить всем без исключения гражданам свободного доступа к полноценному образованию и информации, различным социально-экономическим и межкультурным программам международного взаимодействия и обмена.
    Особый приоритет имеют проблемы изучения внешнеполитических и внешнеэкономических связей в рамках мирового сообщества, поиска путей урегулирования политических и экономических конфликтов, в разрешении которых все большую значимость приобретают международные организации и мировая общественность. Очень важна и практическая реализация свобод граждан, защиты их прав. Именно через решение насущных проблем граждан и соблюдение их прав можно обеспечить устойчивое развитие на Земле.
    Решение многих глобальных проблем современности находится не в плоскости так называемых силовых акций, а в плоскости мирного урегулирования всех спорных вопросов посредством целенаправленного и последовательного международного сотрудничества.
    Мы живем в динамично меняющемся мире. Потоки информации, поступающие по всем каналам связи, реально меняют нашу жизнь, ускоряя наступление событий и усиливая интеграционные процессы в экономике, науке, образовании и культуре. С пониманием интересов людей из других стран преодолеваются барьеры фобий и иллюзий, обусловленных разнообразием, формируется взаимное доверие, укрепляется стабильность в мировом сообществе.

Н.Б. Банцекин,
заместитель министра
образования РФ