О.Н. Крылова
г. С.-Петербург

Правовые ценности как один из принципов формирования современного содержания образования

    Формирование современного содержания образования невозможно рассматривать вне единого контекста современной школьной системы. В первую очередь, это содержание определяется целями современного образования, которые зависят в свою очередь от целей общества.
    Тем самым можно установить линейную зависимость: цели общества - цели образования, включающие цели каждой ступени образования от начального до среднего (полного образования), - цели образовательных областей - цели учебных предметов, включающие цели федерального и национально-регионального компонентов образования, - содержание образования по каждому учебному предмету, соответствующее каждой ступени образования, - требования к уровню подготовки выпускников с учетом федерального и регионального компонентов на каждой ступени образования.
    Начиная с целей общества, приходится с сожалением констатировать, что, являясь главным системообразующим фактором, они весьма нечетко прописаны в государственных документах, и более того, не совсем понятны большинству граждан нашей страны. Слегка они просматриваются в первых строчках Конституции РФ, написанной от лица всего народа страны, где утверждаются права и свободы человека, гражданский мир и согласие, исторически сложившееся государственное единство, суверенная государственность, незыблемость ее демократической основы, благополучие и процветание России.
    Национальная доктрина образования в Российской Федерации, принятая в начале 2000 г., существенно конкретизирует цели общества и выделяет приоритеты деятельности российской школы в поликультурном, демократическом мире: "сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России"; "воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов"; "формирование культуры мира и межличностных отношений"; "разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей; формирование навыков самообразования, самореализация личности"; "формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений" и др.
    Дальнейшие цели на уровне образовательной области и учебного предмета нам не удается вычленить из-за непринятых до сегодняшнего дня государственных стандартов содержания среднего образования.
    Однако, приняв за основу обусловленность содержания образования целями общества и конкретизированными целями образования, можно установить тот факт, что содержание современного образования должно строиться на принципах демократизации и приоритетности формирования правовых ценностей.
    Формирование правовых ценностей в современном содержании образовании является весьма сложным аспектам по нескольким причинам:
    1) развитие их, причем в весьма ограниченном наборе, позитивно утверждалось только в советском периоде истории и культуры;
    2) исходя из особенностей российского менталитета, правовые ценности являются далеко не безусловными для россиянина, и отношения с государством в течение многих столетий не было у обычного человека простым никогда, что сформировало уже на генетическом уровне определенное недоверие к власти и власть имущим.
    Несомненным становится тот факт, что, найдя свое отражение в целях общества и целях образования, конкретное раскрытие правовые ценности получат в содержании образовательных областей и учебных предметов, что осуществляется уже сегодня, но способы и подходы к решению данной проблемы возможны различные.