С.Д. Балмаева
г. Екатеринбург

Роль масс-медиа в международном
сотрудничестве. Региональные СМИ: создание контекста для диалога и конфликта

    Когда политики, социологи, культурологи рассуждают о международном сотрудничестве, мне всегда хочется увидеть ситуацию с точки зрения "простого человека". Я понимаю, что "простой человек" - это абстрактная модель, тем не менее подобное "заземление" наших рассуждений позволяет понять реальные механизмы формирования "общественного мнения".
    В структуре повседневного опыта обычного россиянина, не включенного в программы международных обменов, не имеющего личных контактов за рубежом, "международное сотрудничество" представлено теми образами, которые создают средства массовой информации. Какие значимые факторы в этом влиянии СМИ можно выделить?
    Во-первых, можно констатировать растущую интеграцию российских медиа в глобальный информационный контекст: мировые события в режиме реального времени зафиксированы на лентах информационных агентств и в электронных СМИ. Но если мы рассматриваем ситуацию за пределами Садового кольца, отвлекаясь от существования элитных аудиторий, то оказывается, что глобальные тенденции в российских регионах проявляются довольно противоречиво: и действуют и не действуют. К примеру, для "продвинутых аудиторий", живущих в Екатеринбурге в режиме on line, доступны почти все мировые новости и, при желании, аналитические обзоры международной жизни. В off line они могут посмотреть теленовости "Евроньюс" (в Екатеринбурге они представлены в эфире "Областного телевидения"), получить концентрированный обзор международных связей нашего региона в местном деловом еженедельнике "Деловой квартал" и пролистать региональные приложения столичных изданий ("Эксперт" и др.)
    С другой стороны, изучая роль информации в повседневном опыте значительной части населения, мы можем получить такую картину: из общенациональной прессы на тысячу россиян доступен 1 экземпляр ежедневной газеты; региональная пресса представлена главным образом бесплатными еженедельниками, где основным содержанием являются местные политические новости и информация рекламно-развлекательного характера.
    Но самой важной тенденцией последнего десятилетия при определении информационной нищеты и информационного богатства населения является доминирование телевидения в предпочтениях региональных аудиторий: "читающая нация" постепенно превратилась в "нацию телезрителей". 91 % городского населения ежедневно смотрит телевизор. Телевидение стало одним из основных способов структурирования домашнего досуга, вытесняя другие источники информации. Среднесуточное время телесмотрения в 2000 г. - 189 минут. Большая часть городского населения может смотреть от 1 до 6 каналов, "путешествуя" с помощью пульта дистанционного управления. 40 % населения России ежедневно смотрят новости по федеральным телеканалам. Их освещение мировых событий задает "базисную матрицу" понимания международного сотрудничества. Может ли местное телевидение, на которое ориентируется 40 % населения, повлиять на мнение своей аудитории?
    Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать "повестку дня" местных теленовостей. Обычный мониторинг позволит нам убедиться, что мировые события представлены в них только в том объеме, в каком это затрагивает реальную жизнь их основной аудитории: сотрудничество организаций региона с зарубежными партнерами, возможное "эхо" мировых событий для жителей данного региона.
    В "повестке дня" местных телекомпаний такая новость появится 5-ым - 8-ым сюжетом в основном блоке новостей. В зависимости от профессионализма редакции эта информация может быть прокомментирована экспертами, а может пройти и без комментария. Причина этого проста - информационные отделы региональных телекомпаний не считают освещение международных событий и международного сотрудничества своим делом. Это задача и дело федерального телевидения, у которого есть собственные корпункты за рубежом и профессиональные комментаторы. Минимизация "глобального" содержания и аналитической информации в местных теленовостях - особенность не только российского ТВ. Телевидение ориентировано на массового усталого и ленивого зрителя и создает инфотейнмент, увеличивая зрелищность и развлекательность, структурируя эмоции, а не понимание. Если учесть, что эмоциональность и зрелищность плохих новостей выше, чем хороших, то можно не удивляться содержанию выпусков новостей местных телестанций. Аналитическую составляющую теленовостей можно было бы увеличить, используя убедительные визуальные модели, созданные с помощью компьютерной графики (мне довелось видеть такие приемы в работе местной английской станции, когда с помощью графической модели объясняли историю экономических связей Франции и Алжира). Но для небогатых местных телестанций в России подобное производство компьютерной графики в новостях - неподъёмная роскошь.
    Таким образом, мозаичная поверхностная телевизионная картина международных связей вытекает из самой сути регионального телевидения и вполне естественно порождает разрыв контекстов в мнениях массовой аудитории. Именно поэтому телевизионная аудитория так восприимчива к воспроизводству стереотипов, доступна влиянию манипулятивных технологий, некритична. По данным опросов общественного мнения, из всех СМИ наибольшее доверие у аудитории вызывает телевидение - 36 %, тогда как газетам доверяют только 13 % жителей России.
    Это критичное отношение к газетам можно рассматривать как тревожный симптом кризиса доверия к СМИ вообще, а можно рассматривать как разную степень социальной зрелости разных аудиторий. Аудитория телевидения доверчива и социально инфантильна, аудитория качественных печатных СМИ недоверчива, поскольку рассуждает аналитически рефлексивно, готова сравнивать информационные картины, создаваемые разными СМИ, и лишь затем формулировать собственную позицию.
    Таким образом, если сопоставить разные типы аудиторий и содержание их информационных источников, то можно получить и почти различные версии международного сотрудничества, словно живущие в одном городе люди живут в разных мирах. "Модель мира" и "модель властных сил" одной аудитории строится на основе официальных моделей, транслируемых федеральным ТВ, где главные ньюсмейкеры мира воплощают масштабные политические пиар-проекты. "Модель мира" недоверчивой аудитории строится из сложной картины взаимозависимостей между разными решениями в сфере технологий, экономики, политики, когда падение доллара может угрожать благосостоянию рабочих Верхне-Салдинского металлургического завода в Свердловской области, тесно связанного с авиаиндустрией компании "Боинг". Непростота этой системы международного сотрудничества и роль СМИ отражена в случайно услышанной фразе из разговора: "Смотрел я, смотрел телевизор и никак не понял: Ну почему укрепление нашей экономики и рубля по сравнению с баксом нам всем угрожает?!"