Р.Р. Коздринь,
П.Р. Коздринь
г. Тара

Роль проекта ООН "Содействие развитию образования в области прав человека"
в формировании правового общества России

    Проблема прав человека в России и во всем мире сегодня стоит очень остро. На наш взгляд, человеческая цивилизация сегодня стоит перед угрозой глобального, прежде всего нравственного кризиса. Словосочетание "общечеловеческие ценности", к сожалению, сегодня не более чем публицистический штамп. Очень часто говорят и пишут о правах и свободах граждан, но звучит это очень абстрактно и трудно представить, какое отношение эти понятия имеют к простому обывателю из российской глубинки. Именно потому, что высокие идеи неотъемлемых прав и свобод человека стали сегодня предметом спекуляций нечистоплотных журналистов и политиков, многие люди, когда слышат речь о свободе и правах, подозревают какую-то провокацию и проявляют признаки "аллергии". Думается, что подобную ситуацию можно было бы изменить через участие школы в правовом просвещении граждан. В связи с этим мы хотим рассказать об одном проекте содействия развитию образования в области прав человека, в рамках которого проходил конкурс "Права человека в современном мире". Этот конкурс проходил с октября 2002 по февраль 2003 г. От участников требовалось представить работу в виде реферата, сочинения или в другой любой форме на тему прав человека. На конкурс было отправлено 3000 работ, в прошлом году в таком конкурсе принимало участие 2000 работ. Это говорит о том, что вопросами прав человека интересуется все большее количество людей. Конкурс проводился в четыре этапа: районный, областной, региональный, и межрегиональный. Региональный этап по Западной Сибири состоялся в Томске. На этом этапе от участников требовалось проявить свои возможности в решении различных правовых ситуаций (очень конкретных), а также умение представить и отстоять свою точку зрения во время защиты своих работ. В состав жюри входили ученые-правоведы и представители общественных правозащитных организаций. От Омска было 12 участников, трое из которых заняли призовые места. Межрегиональный этап проходил в Москве. Форма проведения финала была необычной. Финалистам предложили разделиться на группы и стать государствами - членами ООН. В каждом государстве была группа государственных служащих и группа правозащитников. К каждой из этих групп приходили посетители, которые рассказывали о нарушениях прав человека в стране. Правозащитники и государственные служащие должны помочь разобраться в конфликтной ситуации. По окончании игры нужно было написать отчет о ситуации прав человека в их стране и предложить методы исправления этих ситуаций. В каждую группу входили участники из разных регионов России, что очень важно. Общение между сверстниками из разных регионов России способствует развитию культуры диалога, развитию коммуникативных способностей участников. Во время финала участники смогли приобрести полезные для своей будущей деятельности навыки: умения писать доклады, анализировать информацию, что очень помогло в решении игровых ситуаций. Организаторы игры создавали намеренно противоречивый "портрет" ситуации с правами человека в воображаемой стране: по телевидению говорят одно, в газете - другое, а свидетели утверждают третье. Защита докладов проходила в Конституционном суде РФ. Судило конкурс компетентное жюри, председателем которого был Б.С. Эбзеев - член Конституционного Суда РФ. В жюри также входили: руководитель проекта ООН фонда "Точка опоры" Е.Н. Рахманова, председатель Конституционного суда РФ М.В. Баглай, представитель управления Верховного комиссара ООН Т. Смит. Общение с такими высококвалифицированными и заинтересованными специалистами дало участникам больше знаний о правах человека и сформировало уверенность в важности защиты прав и свобод человека.


    В целом нужно сказать о высокой значимости подобного рода проектов для повышения уровня правовой культуры нашего общества. Общение в рамках этого конкурса позволяет обменяться опытом, поделиться проблемами и вместе искать выход из сложной ситуации.