С.Н. Канунников,
А.М. Соломатин

г. Омск

Диалог культур как способ развития государственно-общественного управления в муниципальной системе образования

    Использование международного опыта в образовании имеет существенное значение. Особую актуальность изучение и применение этого опыта приобретает в современной России, где за последние 15 лет произошли изменения, которые можно назвать кардинальными. Среди них - создание вариативных образовательных систем, демократизация и гуманизация образования, конструирование систем обучения и воспитания, адаптированных к меняющимся социальным, демографическим, экономическим условиям.
    Например, муниципальная система образования Омска сегодня - это самая большая и самая сложная социальная система в городе, состоящая из 187 общеобразовательных школ (14 гимназий, 7 лицеев, 22 школы с углубленным изучением предметов, более 100 школ, имеющих профильные и модульные классы), 176 муниципальных дошкольных учреждений, 34 учреждения дополнительного образования. Таким образом, система образования города характеризуется большим разнообразием типов и видов образовательных учреждений, эта ситуация сложилась впервые за всю историю его существования.
    Гибкость и вариативность системы обеспечивает положительные результаты. Мониторинг показывает рост качества образования омских школьников, более эффективное развитие их интересов и способностей, повышение успешности поступления в высшие и средние профессиональные учебные заведения.
    Вместе с тем, на сегодняшний день у школьников недостаточно успешно развиваются такие качества, как готовность к адаптации в современном мире, коммуникативные и оценочные умения, в целом - ключевые компетентности. Это многоаспектная проблема, и ее решение предусматривает целый ряд управленческих действий. Одно из них предполагает построение государственно-общественных образовательных систем. Эта позиция подтверждается Законом РФ "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации российского образования до 2010 г. В документах говорится о том, что принципиальным отличием модернизации образования является создание условий для сочетания общественных и государственных форм управления образованием на различных уровнях, создающих условия для формирования у выпускников образовательных учреждений ключевых компетентностей.
    Известно, что в нашей стране имеется значительный опыт государственного управления системой образования и гораздо меньший - участия общественности в жизни школы, всего образования. В чем заключается особенность общественной составляющей управления и почему ее использование необходимо в современной системе образования? Обозначим несколько важных позиций:
    - общественное управление - это сфера взаимодействия людей, заинтересованных в деятельности системы образования;
    - социум определяет социальный статус управления образованием, образует общий фон его жизнедеятельности;
    - общественность выступает источником ресурсов развития системы образования;
    - в социуме находятся партнеры, необходимые для решения образовательных задач;
    - успешные отношения государственного и общественного управления строятся на основе открытости, полноты и достоверности информации, взаимопонимания и доверия;
    - эти отношения благоприятно влияют на повышение качества образования, развитие социальных, адаптивных умений школьников.
    Таким образом, общественное управление можно рассматривать как компонент системы образования, оно является важным фактором ее развития. Вместе с тем, заявленная позиция обусловливает противоречие между необходимостью, с одной стороны, построения государственно-общественной системы управления в муниципальной системе образования, а с другой - отсутствия достаточного опыта и механизмов решения этой задачи.
    Одним из вариантов разрешения этого противоречия явился диалог образовательных культур (в нашем случае - между такими странами, как Россия и США). Такой диалог состоялся в ходе программ посещения США в 1999 и 2000 г., где авторы смогли ознакомиться с процессом и планами проводимой в настоящее время реформы образования в США, в том числе с широким опытом построения государственно-общественных отношений. Вместе с тем, зарубежным партнерам был представлен российский (в частности, омский) опыт образовательных реформ.
    Почему международное сотрудничество понимается нами как диалог? В чем его особенности и преимущества?
    В современной экономической и социокультурной ситуации, которая характеризуется множеством проблем, имеющих неоднозначные, а порой и альтернативные решения, остро ощущается потребность в таком человеческом взаимодействии, которое при возможном различии позиций, взглядов строится на принципах доверия, взаимопонимания, демократии, сотрудничества.
    Это особенно важно в ходе обмена международным опытом, где национальный менталитет, традиции, культура того или иного народа определяют особенности системы образования. Если их не учитывать, то может происходить либо отторжение продуктивных идей, либо их неэффективное копирование.
    Диалог культур способствует решению этих проблем. Он строится на принципах демократии, гуманизма, сотворчества, сопереживания. Его обязательными условиями является наличие установки на взаимное понимание друг друга, интерес к личности партнеров, отношения сотрудничества.
    Важно, что в ходе международных визитов в США наши взаимоотношения с коллегами строились на диалоговой основе. Объектами взаимного обмена опытом в нашем случае явились цели и ценности образования с учетом идей демократизации и гуманизации образовательного процесса; вариативное, личностно-ориентированное содержание образования; развивающие, профильные, модульные педагогические технологии; системы мониторинга личностных достижений учащихся; подготовка педагогических кадров с использованием проектных методик и др.
    Особое место занимали диалоги, которые затрагивали особенности построения государственно-общественной системы управления муниципальным образованием: условия и принципы организации, способы руководства, варианты обязательного привлечения школьников и т. д. Использование возможностей диалога культур позволило нам вместе с партнерами из США прийти к следующим выводам:

  1. Возможными формами государственно-общественного управления образованием могут быть различные городские, школьные, ученические, попечительские, местные советы по образованию, общественные и профессиональные ассоциации и т. д.
  2. Общественная составляющая управления может оказывать влияние на принятие решений только при наличии реальных функций и четком определении его места в системе управления образованием.
  3. К функциям общественных органов управления относятся: включение общественности в процесс разработки, принятия и реализации решений на всех уровнях управления образованием; обеспечение общественного контроля: за соблюдением действующего законодательства; прав личности ученика, родителей, педагогов; качества и условий образования; привлечения и использования финансовых и материальных ресурсов; проведение экспертизы образовательных проектов; активное взаимодействие детей и взрослых в решении имеющихся проблем.

    Результатом взаимного обогащения педагогическими идеями стало совершенствование государственно-общественной системы управления муниципальной системой образования Омска. Эта деятельность предусматривает решение двух задач. Первая предполагает привлечение общественности к работе традиционных управленческих структур (например, выступления представителей общественности на совещаниях с руководителями образовательных учреждений, рассмотрение вопросов с их участием на аппаратных совещаниях и т. д.).
    Вторая связана с созданием новых структур, которые носят ярко выраженный общественный характер. К устойчивым структурам и формам общественно-государственного управления мы относим:
    - на уровне управления образования: советы директоров различных видов образовательных учреждений, методические сообщества, координационный совет, гранты, взаимодействие с представителями бизнеса по выделению спонсорских средств для развития образования, коллегию управления образования, городской экспертный совет и др.;
    - на уровне образовательных учреждений: попечительские советы, взаимодействие с шефскими предприятиями и организациями, фонды развития образования, общешкольные конференции, родительские комитеты, детские объединения и организации, школьное самоуправление и др.
    Эти структуры обеспечивают поддержку муниципальной системы образования, позволяют объединить усилия всех заинтересованных сторон в его развитии, делают результаты деятельности школ известными широкой общественности города, родителям, ученым, предпринимателям - всем, кто заинтересован в развитии Омска через образование. В свою очередь, участие в общественном управлении школьников обусловливает развитие умений социализации, адаптации к современному миру.
    Таким образом, диалог культур двух стран в сфере образования позволяет не только изучать эффективный опыт, но и принимать конкретные управленческие решения в совершенствовании собственной системы с учетом имеющихся особенностей и возможностей.