Е.С. Деньгуб
г. Комсомольск-на-Амуре
Поликультурное образование личности как способ воспитания гражданственности и общественно значимых умений
В настоящее время в мировом
образовательном процессе возникает и широко
обсуждается новая система ценностей и целей
образования, возрождается концепция личности,
основанная на идеях природосообразности,
культуросообразности и
индивидуально-личностного развития. Появляются
новые парадигмы образования, в которых
педагогическая действительность отражается с
помощью нового языка науки. В научный оборот
входят такие понятия, как образовательное
пространство и образовательный регион,
поликультурная образовательная среда,
образовательные технологии и др.
Реакцией на возникновение новых
социокультурных реалий со стороны мировой
педагогической науки стала разработка
соответствующих образовательных стратегий, что
нашло отражение в документах ООН, Совета Европы,
ЮНЕСКО и т. д. Наиболее полно данная проблема
рассматривается в зарубежных концепциях
мультикультурного образования (Д. Бэнкс и др.),
межкультурного образования (П. Бателаан, Г.
Ауернхаймер, В. Нике и др), глобального
образования (Р. Хенви).
В российской педагогической науке
также активизировались теоретические поиски:
возникли концепции "Воспитание культуры
межнационального общения" З.Т. Гасанова,
"Многокультурное образование" Г.Д.
Дмитриева, складывается традиция
поликультурного образования под влиянием
теоретических исследований коллектива
В.В. Макаева, З.А.Мальковой, Л.Л. Супруновой.
Ведутся научные разработки в области
мультикультурного образования (А.Г. Абсалямова,
Н.Б. Крылова, А.В. Шафрикова и др.).
Первоначально исследования по
межкультурному общению были предприняты в США в
связи с потребностью изучения проблем
конфронтации различных расовых и этнических
групп. Эти исследования носили преимущественно
описательный характер. Эволюция теории
межкультурного общения продемонстрировала
чрезвычайную комплексность феномена
человеческого общения вообще и значительные
различия в стандартах, ценностях, представлениях
и даже моделях мышления и поведения,
свойственных представителям различных культур,
в частности.
Существование культурных различий,
свойственных поликультурным обществам, не могло
не отразиться на системе образования. Так, в
последние годы в США очевидным является факт, что
учащиеся различных культурных и расовых групп
должны научиться уживаться вместе и уважать
различные культурные традиции. В результате,
произошли изменения в подходах к обучению в
школах, что привело к разработке поликультурного
образования, включающего в себя уважение и
признание языков и культуры всех этнических
групп.
Введение поликультурного образования
позволило американцам осмыслить процесс
"применения демократии на практике",
полностью самореализоваться и жить в гармонии.
Иммигранты и малообеспеченные ученики при
приобретении знаний и навыков в процессе
образования в учебном заведении получили
возможность стать полноправной частью всей
Америки, то есть образование стало ключевым
фактором для осуществления американской мечты.
В условиях поликультурной реальности,
когда контактируют люди, принадлежащие к разным
лингвокультурным общностям, взаимовлияние и
взаимопроникновение культур ведет к
аккультурации членов социумов, соединяющих в
своем сознании разные культуры, ориентированных
на другого, предрасположенного к диалогу с ним.
Обучение языку, соединенное с ознакомлением с
культурными и социальными ценностями, может и
должно служить мощным средством взаимопонимания
между народами. Формирование языковой и
лингвострановедческой компетенции представляет
ценность в обогащении своей собственной
культуры в целом: культуры общения, речи,
умственного труда.
Межкультурный компонент общения -
явление многостороннее и предполагает изучение
внутренних (общение между представителями
различных этнических групп внутри
поликультурного государства) и внешних (общение
между представителями различных государств)
аспектов различий в общении. Кроме того,
межкультурные особенности общения охватывают
различия межнационального, гендерного,
социального, демографического, языкового и пр.
порядка.
В настоящее время современные подходы
к обучению иностранным языкам всё больший акцент
ставят на неразрывность обучения языку и
культуре. Социокультурный подход в образовании,
предложенный Сафоновой, предполагает
"обучение межкультурному иноязычному общению
в контексте социально-педагогических доминант
педагогики гражданского мира и согласия".
Обучение в рамках этого подхода, по мнению
автора, должно идти в русле диалога культур с
опорой на культуроведческие и
лингвострановедческие знания школьников.
Главными целями становятся не только
формирование иноязычной языковой личности, но и
осознание обучаемыми себя, своей жизненной
позиции, этнических корней, развитие их
мировосприятия и миропонимания.
Одной их основных задач, стоящих перед
современным образованием, является воспитание
личности, способной познавать и творить культуру
путём диалогичного общения, обменом смыслами,
что требует от всех участников педагогического
процесса высокого уровня коммуникативной
культуры, коммуникативной компетенции, развитых
навыков общения, в том числе и на иностранном
языке.
Анализ состояния проблемы в практике
обычных российских школ показывает, что
межкультурное образование сегодня - не данность,
а необходимость как на уровне учителя
(недостаточное осознание важности специальных
усилий по воспитанию терпимости культурных
различий, формирования межкультурной
компетентности и отсутствие необходимых
методических умений), так и на уровне
образовательного учреждения в плане
методического оснащения, в том числе
соответствующими по содержанию учебниками
гуманитарного цикла. Педагогическая
общественность должна осознать необходимость
проникновения межкультурного образования не
только в жизнь отдельного класса, но и всей школы.
С другой стороны, существуют
противоречия между требованиями, предъявляемыми
к уровню развития коммуникативных навыков
старших школьников, и их реальными
способностями. Трудности, которые испытывают
старшеклассники при построении высказываний,
налаживании конструктивного диалога,
организации полемики, пассивность в групповой и
коллективной деятельности свидетельствуют об
отсутствии комплексного педагогического
подхода, направленного на системное развитие
коммуникативных навыков в процессе иноязычного
общения.
Главной целью межкультурного
компонента образования является также выработка
у будущих специалистов навыков межкультурной
компетенции. К ним относятся: чувствительность к
культурным различиям, уважение к уникальности
культуры каждого народа, терпимость к необычному
поведению, желание позитивно относиться ко всему
неожиданному, готовность реагировать на
изменения, гибкость в принятии альтернативных
решений и отсутствие завышенных ожиданий от
общения с представителями других культур. Эти
навыки являются мостиками к пониманию
представителей других культур и народов,
урегулированию конфликтных ситуаций, а также
основой для межнационального и межэтнического
общения граждан Российской Федерации как внутри
государства, так и за его пределами.