Г.Б. Бакланова
г. Элиста
Поликультурное и этнокультурное развитие учащихся в национальной школе
Проблема многокультурного,
или поликультурного, образования привлекает
внимание отечественных ученых. Об этом
свидетельствуют исследования А.Г. Асмолова, Е.В.
Бондаревской, Г.Д. Дмитриева, М.Н. Кузьмина, З.А.
Мальковой и др., в которых рассматриваются
различные аспекты поликультурного образования.
Развитие поликультурного образования
обусловлено самой сутью процессов
демократизации и гуманизации российского
общества.
Эффективной формой реализации этой
возможности могут выступать экспериментальные
школы, что позволит проанализировать УВП в таких
учебных заведениях как целостную систему. Школа
"Алтн Гасн" работает в режиме эксперимента
"Раннее развитие, развивающее обучение и
воспитание в условиях национальной школы" с 1993
г., является Федеральной экспериментальной
площадкой.
Целью исследования является:
разработка и научное основание модели
национальной школы в условиях билингвизма и
полилингвизма с учетом условий развития
современного российского общества;
ориентирование УВП на развитие учащегося как
личности, способной к саморазвитию,
самоопределению и самообразованию; подготовка
выпускника школы к жизни в поликультурной среде
в мире ненасилия, уважения к другим народам.
В рамках образовательного проекта
разработана программа "Поликультурное и
этнокультурное развитие учащихся в национальной
школе" (авторы Б.Э. Корнусова и Н.С. Бадмаева).
Цель исследования: разработка и
научное обоснование концепции системы
поликультурного и этнокультурного воспитания и
образования в национальной школе как программы
межкультурного ориентирования и коммуникации.
Цели осуществления исследования.
Основные ступени и цели поликультурного и этнокультурного развития учащихся в национальной школе:
Критерии отбора содержания программ.
Содержание должно отражать
гуманистические идеи, идеи свободы и ненасилия;
характеризовать уникальные этнические,
национальные, самобытные черты в культуре
собственного народа, а также в культурах народов
региона и мира; раскрывать общие элементы
традиций, позволяющие жить в мире, согласии,
терпимости, гармонии; приобщить учащихся к
мировой культуре, раскрывать процесс
взаимозависимости стран и народов в современном
мире; выражать безусловную веру в доброе начало,
заложенное в природу ребенка - гуманистическая
традиция; учить толерантности, терпимости к
иного рода взглядам, нравам, привычкам, к
особенностям различных народов, наций, религий;
формировать особые способности учащегося по
овладению знаниями, т. е. воспитывать
интеллектуальную личность, способную решать
творческие задачи в поликультурном обществе.
Таким образом, содержание
поликультурного образования должно носить
характер ценностно-культурологического и
личностно-ориентированного подхода и опираться
на принципы сочетания и последовательности
изучения культур.
Разрабатывая экспериментальный
проект "Раннее развитие, развивающее обучение
и воспитание в условиях национальной школы",
мы ставили одной из своих целей - создание
воспитательно-образовательной системы
подготовки ребенка к жизни в поликультурной
среде, так как мы видим истинное и наиболее
важное предназначение образования в превращении
школы в культурообразующий институт,
ориентированный на сохранение, трансляцию,
развитие, обновление и взаимодействие культуры
этносов - диалог культур.
Поскольку нам приходится решать эту
проблему педагогическими средствами, в
начальной школе ведущим методологическим и
дидактическим принципом становится
этнокультурность образовательного процесса.
Именно с этой позиции отбирается его содержание
и происходит процесс обучения. А
поликультурность как методологический и
дидактический принцип является основой для всех
предметов федерального компонента.
Учебно-воспитательный процесс в школе
"Алтн Гасн" построен на принципах поли- и
этнокультурности. На разных этапах, в
зависимости от психо-физиологических
особенностей ребенка, тот или иной принцип
становится ведущим.
Таким образом, поликультурное
образование - это интеграция человека в культуру,
возможность его самореализации при сохранении
взаимосвязи с родным языком, культурой, что в
итоге способствует бесконфликтной
идентификации личности в многокультурном
обществе и его интеграции в поликультурное
мировое пространство.