Г.Б. Бакланова
г. Элиста

Поликультурное и этнокультурное развитие учащихся в национальной школе

    Проблема многокультурного, или поликультурного, образования привлекает внимание отечественных ученых. Об этом свидетельствуют исследования А.Г. Асмолова, Е.В. Бондаревской, Г.Д. Дмитриева, М.Н. Кузьмина, З.А. Мальковой и др., в которых рассматриваются различные аспекты поликультурного образования.
    Развитие поликультурного образования обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации российского общества.
    Эффективной формой реализации этой возможности могут выступать экспериментальные школы, что позволит проанализировать УВП в таких учебных заведениях как целостную систему. Школа "Алтн Гасн" работает в режиме эксперимента "Раннее развитие, развивающее обучение и воспитание в условиях национальной школы" с 1993 г., является Федеральной экспериментальной площадкой.
    Целью исследования является: разработка и научное основание модели национальной школы в условиях билингвизма и полилингвизма с учетом условий развития современного российского общества; ориентирование УВП на развитие учащегося как личности, способной к саморазвитию, самоопределению и самообразованию; подготовка выпускника школы к жизни в поликультурной среде в мире ненасилия, уважения к другим народам.
    В рамках образовательного проекта разработана программа "Поликультурное и этнокультурное развитие учащихся в национальной школе" (авторы Б.Э. Корнусова и Н.С. Бадмаева).
    Цель исследования: разработка и научное обоснование концепции системы поликультурного и этнокультурного воспитания и образования в национальной школе как программы межкультурного ориентирования и коммуникации.

    Цели осуществления исследования.

    Основные ступени и цели поликультурного и этнокультурного развития учащихся в национальной школе:

I ступень - национальная самоидентификация личности (1 - 4 классы);
II ступень - гражданская самоидентификация личности (5 - 9 классы);
III ступень - планетарная самоидентификация (10 - 11 классы).

    Критерии отбора содержания программ.

    Содержание должно отражать гуманистические идеи, идеи свободы и ненасилия; характеризовать уникальные этнические, национальные, самобытные черты в культуре собственного народа, а также в культурах народов региона и мира; раскрывать общие элементы традиций, позволяющие жить в мире, согласии, терпимости, гармонии; приобщить учащихся к мировой культуре, раскрывать процесс взаимозависимости стран и народов в современном мире; выражать безусловную веру в доброе начало, заложенное в природу ребенка - гуманистическая традиция; учить толерантности, терпимости к иного рода взглядам, нравам, привычкам, к особенностям различных народов, наций, религий; формировать особые способности учащегося по овладению знаниями, т. е. воспитывать интеллектуальную личность, способную решать творческие задачи в поликультурном обществе.
    Таким образом, содержание поликультурного образования должно носить характер ценностно-культурологического и личностно-ориентированного подхода и опираться на принципы сочетания и последовательности изучения культур.
    Разрабатывая экспериментальный проект "Раннее развитие, развивающее обучение и воспитание в условиях национальной школы", мы ставили одной из своих целей - создание воспитательно-образовательной системы подготовки ребенка к жизни в поликультурной среде, так как мы видим истинное и наиболее важное предназначение образования в превращении школы в культурообразующий институт, ориентированный на сохранение, трансляцию, развитие, обновление и взаимодействие культуры этносов - диалог культур.
    Поскольку нам приходится решать эту проблему педагогическими средствами, в начальной школе ведущим методологическим и дидактическим принципом становится этнокультурность образовательного процесса. Именно с этой позиции отбирается его содержание и происходит процесс обучения. А поликультурность как методологический и дидактический принцип является основой для всех предметов федерального компонента.
    Учебно-воспитательный процесс в школе "Алтн Гасн" построен на принципах поли- и этнокультурности. На разных этапах, в зависимости от психо-физиологических особенностей ребенка, тот или иной принцип становится ведущим.
    Таким образом, поликультурное образование - это интеграция человека в культуру, возможность его самореализации при сохранении взаимосвязи с родным языком, культурой, что в итоге способствует бесконфликтной идентификации личности в многокультурном обществе и его интеграции в поликультурное мировое пространство.