Е.Е. Белокоскова,
К.И. Грасмик
г. Омск
Инвестиционный маркетинг региона
Проведение рыночных реформ
в Российской Федерации выразилось прежде всего в
либерализации экономической жизни, в росте
возможностей как на региональном, так и на
микроуровне. В сфере внешнеэкономической
деятельности регионы России могут влиять не
только на величину и структуру товарных потоков,
но и осуществлять целенаправленную деятельность
по привлечению иностранного капитала.
Иностранные инвестиции бывают трёх видов.
Прямые - это инвестиции, сделанные
юридическими и физическими лицами,
контролирующими не менее 10 % акционерного
капитала предприятия. Формы прямых инвестиций:
взносы в уставный капитал, получение кредитов от
зарубежных совладельцев предприятий,
реинвестирование прибыли. Как правило, именно
прямые инвестиции дают наибольшую отдачу.
Портфельные инвестиции - это
приобретение акций, паёв и долговых ценных бумаг,
составляющих менее 10 % акционерного капитала
предприятия.
К прочим инвестициям относятся
торговые кредиты, кредиты правительств
иностранных государств под гарантии
Правительства РФ, прочие кредиты, банковские
вклады.
Омская область одной из первых начала
работать с иностранными инвесторами. Так, первое
СП “Интерсибирполь” было создано с польской
фирмой в 1989 г. В 1993 г. в регионе уже работали
инвесторы из 15 стран, в 1997 г. - из 46. В настоящий
момент в экономику Омской области вложили деньги
предприниматели из 52 стран, что свидетельствует
не только о заинтересованности иностранных фирм
в работе на российском рынке, но и об
определённом уровне известности региона среди
иностранных инвесторов - потенциале, который
нужно развивать и использовать. Другой
положительной тенденцией инвестиционного
сотрудничества является рост объёмов прямых
инвестиций (см. диаграмму 1), особенно на фоне
падения доли и объёмов прямых инвестиций в целом
по РФ.
Диаграмма 1
Источник: материалы Госкомстата
России и Омского облкомстата.
Скачкообразный рост объёмов
портфельных инвестиций в Омскую область
свидетельствует, во-первых, о повышении интереса
инвесторов к акциям омских предприятий,
во-вторых, о росте доверия к региону, поскольку
мировая практика показывает, что портфельные
инвестиции поступают только после прямых и
прочих. Коэффициент корреляции между долей
региона в объёме привлечённых иностранных
инвестиций по РФ и объёмом портфельных
инвестиций устойчиво высок: 1996 г. - 0,96; 2000 г. - 0,9;
однако он низок в переходные 1998 - 99 гг.
В условиях роста конкурентной борьбы
за иностранный капитал среди регионов России
Омская область стабильно входит в пятёрку
крупнейших реципиентов иностранных инвестиций,
поддерживая высокий объём прироста зарубежных
вложений (см. диаграмму 2).
Диаграмма 2
Источник: материалы Госкомстата
России и Омского облкомстата.
Успехи Омской области в первую очередь
связаны с политикой региональных властей по
формированию инвестиционного климата. Сюда
прежде всего относится обеспечение политической
стабильности, принятие инвестиционного
законодательства, рост ВРП и потребления,
снижение криминального риска. Очень важно, что
власти региона оказывают поддержку бизнесу
посредством проведения выставки ВТТВ,
осуществления программы СибВПКНефтегаз-2000.
Область также участвовала в международных
выставках: в 1994 г. - в Женеве, в 1996 г. - в Каире.
Осуществлялась финансовая поддержка проектов,
одобренных Администрацией Омской области.
Региональные власти также способствуют сбыту
продукции омских предприятий, выступая в роли
посредников между предприятиями, между
предприятиями и органами власти других
территорий (стран).
В мире накоплен огромный опыт в
осуществлении регионального маркетинга. Для
Омской области в свете таких благоприятных
тенденций, как интеграция с соседями по СНГ,
близость к Казахстану как возможному в будущем
крупному экспортёру энергоресурсов, для
улучшения инвестиционного климата
представляется целесообразным использовать
следующие способы повышения инвестиционной
привлекательности:
- анализ импорта и ввоза товаров из
других регионов с целью выявления возможностей
их производства в области;
- разработка так называемых программ
“последующей опеки”, т. е. оказание
всесторонней помощи иностранному инвестору:
поиск поставщиков, потребителей,
производственных помещений, предоставление
информации о внутреннем и внешних рынках,
строительство необходимых объектов
инфраструктуры, направление национального
капитала в связанные отрасли;
- повышение информированности
потенциальных инвесторов о регионе через
Интернет, ТПП, союзы предпринимателей других
стран, прямую переписку с потенциальными
инвесторами, участие в выставках за рубежом,
инвестиционных форумах;
- продвижение отдельных
инвестиционных проектов целевым группам
инвесторов;
- анализ причин сокращения
иностранного участия в отдельных отраслях и на
отдельных предприятиях, совместный поиск
решения проблемы.
В заключение отметим, что целью
региональной инвестиционной политики должен
быть не только рост инвестиций в абсолютном
выражении, но и стабилизация притока капитала,
улучшение его структуры в пользу прямых
инвестиций, диверсификация
отраслей-реципиентов, обеспечение достижения
долгосрочных целей региона.