Е.Е. Белокоскова,
К.И. Грасмик
г. Омск

Инвестиционный маркетинг региона

    Проведение рыночных реформ в Российской Федерации выразилось прежде всего в либерализации экономической жизни, в росте возможностей как на региональном, так и на микроуровне. В сфере внешнеэкономической деятельности регионы России могут влиять не только на величину и структуру товарных потоков, но и осуществлять целенаправленную деятельность по привлечению иностранного капитала. Иностранные инвестиции бывают трёх видов.
    Прямые - это инвестиции, сделанные юридическими и физическими лицами, контролирующими не менее 10 % акционерного капитала предприятия. Формы прямых инвестиций: взносы в уставный капитал, получение кредитов от зарубежных совладельцев предприятий, реинвестирование прибыли. Как правило, именно прямые инвестиции дают наибольшую отдачу.
    Портфельные инвестиции - это приобретение акций, паёв и долговых ценных бумаг, составляющих менее 10 % акционерного капитала предприятия.
    К прочим инвестициям относятся торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств под гарантии Правительства РФ, прочие кредиты, банковские вклады.
    Омская область одной из первых начала работать с иностранными инвесторами. Так, первое СП “Интерсибирполь” было создано с польской фирмой в 1989 г. В 1993 г. в регионе уже работали инвесторы из 15 стран, в 1997 г. - из 46. В настоящий момент в экономику Омской области вложили деньги предприниматели из 52 стран, что свидетельствует не только о заинтересованности иностранных фирм в работе на российском рынке, но и об определённом уровне известности региона среди иностранных инвесторов - потенциале, который нужно развивать и использовать. Другой положительной тенденцией инвестиционного сотрудничества является рост объёмов прямых инвестиций (см. диаграмму 1), особенно на фоне падения доли и объёмов прямых инвестиций в целом по РФ.

Диаграмма 1

Источник: материалы Госкомстата России и Омского облкомстата.
    Скачкообразный рост объёмов портфельных инвестиций в Омскую область свидетельствует, во-первых, о повышении интереса инвесторов к акциям омских предприятий, во-вторых, о росте доверия к региону, поскольку мировая практика показывает, что портфельные инвестиции поступают только после прямых и прочих. Коэффициент корреляции между долей региона в объёме привлечённых иностранных инвестиций по РФ и объёмом портфельных инвестиций устойчиво высок: 1996 г. - 0,96; 2000 г. - 0,9; однако он низок в переходные 1998 - 99 гг.
    В условиях роста конкурентной борьбы за иностранный капитал среди регионов России Омская область стабильно входит в пятёрку крупнейших реципиентов иностранных инвестиций, поддерживая высокий объём прироста зарубежных вложений (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2

Источник: материалы Госкомстата России и Омского облкомстата.
    Успехи Омской области в первую очередь связаны с политикой региональных властей по формированию инвестиционного климата. Сюда прежде всего относится обеспечение политической стабильности, принятие инвестиционного законодательства, рост ВРП и потребления, снижение криминального риска. Очень важно, что власти региона оказывают поддержку бизнесу посредством проведения выставки ВТТВ, осуществления программы СибВПКНефтегаз-2000. Область также участвовала в международных выставках: в 1994 г. - в Женеве, в 1996 г. - в Каире. Осуществлялась финансовая поддержка проектов, одобренных Администрацией Омской области. Региональные власти также способствуют сбыту продукции омских предприятий, выступая в роли посредников между предприятиями, между предприятиями и органами власти других территорий (стран).
    В мире накоплен огромный опыт в осуществлении регионального маркетинга. Для Омской области в свете таких благоприятных тенденций, как интеграция с соседями по СНГ, близость к Казахстану как возможному в будущем крупному экспортёру энергоресурсов, для улучшения инвестиционного климата представляется целесообразным использовать следующие способы повышения инвестиционной привлекательности:
    - анализ импорта и ввоза товаров из других регионов с целью выявления возможностей их производства в области;
    - разработка так называемых программ “последующей опеки”, т. е. оказание всесторонней помощи иностранному инвестору: поиск поставщиков, потребителей, производственных помещений, предоставление информации о внутреннем и внешних рынках, строительство необходимых объектов инфраструктуры, направление национального капитала в связанные отрасли;
    - повышение информированности потенциальных инвесторов о регионе через Интернет, ТПП, союзы предпринимателей других стран, прямую переписку с потенциальными инвесторами, участие в выставках за рубежом, инвестиционных форумах;
    - продвижение отдельных инвестиционных проектов целевым группам инвесторов;
    - анализ причин сокращения иностранного участия в отдельных отраслях и на отдельных предприятиях, совместный поиск решения проблемы.
    В заключение отметим, что целью региональной инвестиционной политики должен быть не только рост инвестиций в абсолютном выражении, но и стабилизация притока капитала, улучшение его структуры в пользу прямых инвестиций, диверсификация отраслей-реципиентов, обеспечение достижения долгосрочных целей региона.