С.Н. Айрапетова
г. Екатеринбург

Демократизация: поиск образовательных парадигм в России

    Образование уже давно стало одним из первостепенных факторов экономического развития, важным инструментом внутренней и внешней политики государств и мирового сообщества, в том числе его демократизации.
    Являясь одной из подсистем общества, образование испытывает на себе влияние его социально-экономического, политического и культурного состояния и, в свою очередь, само оказывает воздействие на это состояние, способствуя развитию общества, либо ставя преграды на его пути. Эта аксиома, никем не оспариваемая. Но понимание процесса взаимодействия и взаимовлияния общества и образования, похоже, зашло в тупик, чему способствует множество объективных и субъективных причин.
    Главная из них заключается в том, что образование, по определению, всегда работает на будущее, в этом его главное назначение. Дети, пришедшие в первый класс, должны быть обучены и подготовлены к реалиям середины ХХI в. Интеллектуальный капитал становится основным, неисчерпаемым ресурсом экономики. Этот принцип образовательной парадигмы четко сформулирован, но содержание его весьма трудно конкретизировать.
    Информационное общество быстро трансформируется в постинформационное: интеллектуальный капитал заменяет оборудование, происходит полная реорганизация производства, меняются знаковые системы, используемые для передачи знаний и т. д. Что это будет за общество, какие блага и какое зло несет быстро меняющийся мир - вряд ли знают даже футурологи.
    Одни говорят, что образование должно перестать штамповать исполнителей, как это делало раньше, - нужны творцы. Другие им возражают: в обществе много черной, неквалифицированной работы, которую творцы выполнять не захотят. Применительно к России, очевидно, правы последние. В стране возникла невостребованность образованных людей, сырьевая ориентация экономики в видимой перспективе будет сохраняться, реализовать себя человеку в экономике, основанной на знаниях, не на принципе "купи - продай", будет по-прежнему проблематично.
    Что нужно для большинства - широкое университетское образование, которое позволит человеку в течение жизни несколько раз сменить профессию, или узкая специализация, так как в информационном обществе дилетанты не нужны? Вопрос риторический, ответа не знает никто.
    Глобальные проблемы развития образования трудно даже перечесть, но основная состоит в том, что в образовании, как в социальном институте и в системе, идут "сбои", дисфункции: финансов в образование вкладывается все больше, методологи формулируют все новые цели образования и т. д., а система образования развивается по собственным законам и преследует собственные цели, делая вид, что они совпадают с общественными. Количество людей, проходящих через систему образования, все больше, но школа в массовом масштабе "плодит" необразованных, преступников, самоубийц и т. д.
    Общество, во всяком случае российское, получило парадокс вполне в духе "Закона Паркинсона". После распада Союза система образования сократилась, но аппарат ее многоступенчато усложнился. Управления, отделы, подотделы и горы бумаг. Функционеры находят все новые способы улучшения, совершенствования образования - и так без конца. И сколько бы мы ни провозглашали: "Педагоги должны ориентироваться на разнообразие", система продолжает диктовать человеку и продолжает работать по "принципу сержанта": "Не можешь - научим! Не хочешь - заставим!". А если еще вспомнить про полное отсутствие престижа профессии российского учителя, которого призывают "дать целостное знание", и его нищенскую зарплату, то образовательные парадигмы ХХI века - это гимнастика для ума интеллектуалов, которая даст работу бюрократам "от образования".
    Проблема российского образования состоит в том, что его пытаются ломать и перестраивать (называя это то реформой, то модернизацией), а этот процесс дает инерцию сопротивления, обломки и рудименты. Сумма ингредиентов образования есть, но в систему они не собраны (формально - да, фактически - нет).
    Набили оскомину разговоры о национальной идее России, но без идеала, взывающего к действию и достижению общей цели, воспитать человека невозможно. Демократия и общечеловеческие ценности для россиянина пока еще слишком большая абстракция, только не совсем здоровый человек может поверить в сказочку про "американскую мечту" - всего достигнуть собственным честным трудом. Воровать в нашей стране пока выгоднее, чем учиться и работать. Какие ценности должны доминировать в обществе? Что значит быть успешным человеком? Иметь счет в банке? Школа учит одному, реалии - другому!
    Представляется ошибочной попытка копировать западную модель развития образования или считать, что выход из кризиса образования общий, например, у Европы и России. Этап созидательной, конструктивной демократии в России просто еще исторически не наступил, базы для него еще нет, действенных демократических институтов не создано. Демократия не сменяет более жесткую и авторитарную форму правления сразу и непосредственно, нужно время. Демократия не столько цель, сколько механизм, который нужно создать, настроить и запустить. Возможна ли в таком случае демократизация образования? Может ли образование быть демократическим в недемократическом обществе?