Л.А.Николенко
г. С.-Петербург

Самоопределение в образовательном пространстве: опыт сотрудничества НКО России и Скандинавии

    Бурное развитие образования взрослых за рубежом, в основном в США и Европе, приходится на последнюю треть ХХ века. Успешное развитие экономики, общества, каждого человека должно сопровождаться процессом непрерывного образования - учения длиною в жизнь (lifelong learning). Общемировой подход имеет в своем арсенале концептуальные представления о непрерывном образовании как специфическом социокультурном феномене и те организационно-педагогические принципы, которые уже лежат в основе систем образования. Для решения стоящих перед обществом задач образованию необходимо предоставить возможности, которые позволят человеку:

  1. Научиться познавать, т. е. обеспечат необходимым инструментарием для понимания происходящего в мире;
  2. Научиться делать, чтобы производить в окружающей среде нужные изменения;
  3. Научиться современной жизни, чтобы принимать участие во всех видах человеческой деятельности и сотрудничать с другими людьми;
  4. Научиться, наконец, просто жить.

    Традиции в образовании взрослых, институты функционирования, основы научных подходов заложены многими учеными и практиками. Примерами ярких личностей в образовании взрослых являются датчанин Николай Грунтвиг (1783-1872) - создатель народных школ в Скандинавии и американец Малколм Ноулз (1913-1987) - теоретик и практик, который способствовал распространению как термина "андрагогика", так и нового подхода к обучению взрослых - самонаправляемому учению.
    Один из основных субъектов на международной арене организации образования взрослых - ЮНЕСКО - крупнейший интеллектуальный центр межправительственного сотрудничества по вопросам образования, науки и культуры. В неё входят 188 стран, т. е. почти все государства мира за исключением США. Но специалисты из США широко представлены в этой организации в качестве экспертов. При ЮНЕСКО работает около 600 правительственных организаций.
    Важной вехой деятельности ЮНЕСКО в данной области может служить Пятая Всемирная конференция ЮНЕСКО по образованию взрослых, которая состоялась в Гамбурге в июле 1997 г. В этом международном форуме участвовали делегаты из 140 стран мира, в том числе руководство ООН, ЮНЕСКО, министры образования, культуры и информации разных стран. На конференции речь шла о том, что образование взрослых является одним из уникальных способов устойчивого развития обществ самой различной ориентации. Во многих странах мира разработаны и осуществляются социальные программы в поддержку той части взрослого населения, которая хотела бы участвовать в различной образовательной деятельности. Государство должно гарантировать каждому взрослому человеку право на обучение. Форму же такого обучения человек выбирает сам.
    В мире существует большое количество образовательных центров, деятельность которых направлена на исследование и организацию непрерывного образования как в своей стране, так и организацию интернационального взаимодействия. Теоретические исследования в этой области знаний возглавляют Институт образования ЮНЕСКО (Гамбург) и Международный Институт планирования образования (Париж). Также крупными центрами являются Международный институт образования (США); Швейцарская организация образования взрослых; Международный педагогический центр (Франция); Национальный институт образования взрослых (Великобритания); Международный институт педагогических исследований (Германия) и др.
    Нам представляется интересным и важным изучение Скандинавского опыта не только и не столько как образца для подражания, но как основы для взаимопонимания, сотрудничества, интеграции. Это актуально тем более, что Скандинавские организации различного уровня все активнее распространяют свое влияние на Северо-Западный регион России, вовлекая в сотрудничество как государственные организации, некоммерческие общественные организации (НКО), так и академические институты.
    Специальные проекты для лидеров НКО Северо-Запада России, занимающихся образованием и просвещением взрослого населения, осуществляет Народная Академия Северных Стран (NFA) в Гетеборге (Швеция), действующая под эгидой Совета Министров Северных Стран - органа, созданного для развития всех форм сотрудничества между Россией и ее северными соседями.
    Проект для российских лидеров НКО продолжался 2 года. Состоялось три сессии, в которых приняли участие 90 человек из России. Курс был организован следующим образом: в Гетеборге в течение двух недель лидеры НКО участвовали в учебном курсе. Занятия проводили преподаватели из всех Скандинавских стран и из стран Балтии. Была дана широкая панорама деятельности различных организаций в сфере образования взрослых. Слушатели узнали, что такое знаменитые народные шведские школы, как люди занимаются в учебных кружках, как развивать свою организацию, что значит "обучающаяся организация" и многое другое. Каждый из трех курсов завершался учебными визитами, в ходе которых участники посетили образовательные учреждения для взрослых в Дании, Швеции, Финляндии и Эстонии. Во время этих визитов завязались контакты со скандинавскими партнерами. Кроме того, в процессе занятий и неформального общения вне аудитории россияне хорошо узнали друг друга, установили прочные дружеские и деловые контакты, что служит развитию взаимодействия российских НКО.
    Весь этот большой проект получил развития как со скандинавской, так и с российской стороны. Новый проект наших северных партнеров направлен на обучение лидеров НКО в России. Российские участники проекта создают Ассоциацию Образования Взрослых Северо-Запада, миссия которой определяется как развитие неформального образования взрослых. Все виды неформального образования призваны способствовать демократизации и развитию гражданского общества у нас в стране.
    В Европейской (и мировой) теории и практике непрерывного образования сформулированы ключевые принципы, на основе которых развивается современное образование взрослых: 1. Новые базовые знания и навыки для всех; 2. Увеличение инвестиций в человеческие ресурсы; 3. Инновационные методики преподавания и учения; 4. Новая система оценки полученного образования; 5. Развитие наставничества и консультирования; 6. Приближение образования к дому.
    В мире накоплен значительный положительный опыт развития теории и практики образования взрослых. Вовлечение взрослого человека в разные формы образовательной деятельности в течение всей жизни позволяет ему не только полнее удовлетворять свои потребности, но и стать свободным творцом своей жизни, реализовать себя.