Л.А.Николенко
г. С.-Петербург
Самоопределение в образовательном пространстве: опыт сотрудничества НКО России и Скандинавии
Бурное развитие образования взрослых за рубежом, в основном в США и Европе, приходится на последнюю треть ХХ века. Успешное развитие экономики, общества, каждого человека должно сопровождаться процессом непрерывного образования - учения длиною в жизнь (lifelong learning). Общемировой подход имеет в своем арсенале концептуальные представления о непрерывном образовании как специфическом социокультурном феномене и те организационно-педагогические принципы, которые уже лежат в основе систем образования. Для решения стоящих перед обществом задач образованию необходимо предоставить возможности, которые позволят человеку:
Традиции в образовании
взрослых, институты функционирования, основы
научных подходов заложены многими учеными и
практиками. Примерами ярких личностей в
образовании взрослых являются датчанин Николай
Грунтвиг (1783-1872) - создатель народных школ в
Скандинавии и американец Малколм Ноулз (1913-1987) -
теоретик и практик, который способствовал
распространению как термина "андрагогика",
так и нового подхода к обучению взрослых -
самонаправляемому учению.
Один из основных субъектов на
международной арене организации образования
взрослых - ЮНЕСКО - крупнейший интеллектуальный
центр межправительственного сотрудничества по
вопросам образования, науки и культуры. В неё
входят 188 стран, т. е. почти все государства
мира за исключением США. Но специалисты из США
широко представлены в этой организации в
качестве экспертов. При ЮНЕСКО работает около 600
правительственных организаций.
Важной вехой деятельности ЮНЕСКО в
данной области может служить Пятая Всемирная
конференция ЮНЕСКО по образованию взрослых,
которая состоялась в Гамбурге в июле 1997 г. В этом
международном форуме участвовали делегаты из 140
стран мира, в том числе руководство ООН, ЮНЕСКО,
министры образования, культуры и информации
разных стран. На конференции речь шла о том, что
образование взрослых является одним из
уникальных способов устойчивого развития
обществ самой различной ориентации. Во многих
странах мира разработаны и осуществляются
социальные программы в поддержку той части
взрослого населения, которая хотела бы
участвовать в различной образовательной
деятельности. Государство должно гарантировать
каждому взрослому человеку право на обучение.
Форму же такого обучения человек выбирает сам.
В мире существует большое количество
образовательных центров, деятельность которых
направлена на исследование и организацию
непрерывного образования как в своей стране, так
и организацию интернационального
взаимодействия. Теоретические исследования в
этой области знаний возглавляют Институт
образования ЮНЕСКО (Гамбург) и Международный
Институт планирования образования (Париж). Также
крупными центрами являются Международный
институт образования (США); Швейцарская
организация образования взрослых; Международный
педагогический центр (Франция); Национальный
институт образования взрослых (Великобритания);
Международный институт педагогических
исследований (Германия) и др.
Нам представляется интересным и
важным изучение Скандинавского опыта не только и
не столько как образца для подражания, но как
основы для взаимопонимания, сотрудничества,
интеграции. Это актуально тем более, что
Скандинавские организации различного уровня все
активнее распространяют свое влияние на
Северо-Западный регион России, вовлекая в
сотрудничество как государственные организации,
некоммерческие общественные организации (НКО),
так и академические институты.
Специальные проекты для лидеров НКО
Северо-Запада России, занимающихся образованием
и просвещением взрослого населения,
осуществляет Народная Академия Северных Стран
(NFA) в Гетеборге (Швеция), действующая под эгидой
Совета Министров Северных Стран - органа,
созданного для развития всех форм
сотрудничества между Россией и ее северными
соседями.
Проект для российских лидеров НКО
продолжался 2 года. Состоялось три сессии, в
которых приняли участие 90 человек из России. Курс
был организован следующим образом: в Гетеборге в
течение двух недель лидеры НКО участвовали в
учебном курсе. Занятия проводили преподаватели
из всех Скандинавских стран и из стран Балтии.
Была дана широкая панорама деятельности
различных организаций в сфере образования
взрослых. Слушатели узнали, что такое знаменитые
народные шведские школы, как люди занимаются в
учебных кружках, как развивать свою организацию,
что значит "обучающаяся организация" и
многое другое. Каждый из трех курсов завершался
учебными визитами, в ходе которых участники
посетили образовательные учреждения для
взрослых в Дании, Швеции, Финляндии и Эстонии. Во
время этих визитов завязались контакты со
скандинавскими партнерами. Кроме того, в
процессе занятий и неформального общения вне
аудитории россияне хорошо узнали друг друга,
установили прочные дружеские и деловые контакты,
что служит развитию взаимодействия российских
НКО.
Весь этот большой проект получил
развития как со скандинавской, так и с российской
стороны. Новый проект наших северных партнеров
направлен на обучение лидеров НКО в России.
Российские участники проекта создают Ассоциацию
Образования Взрослых Северо-Запада, миссия
которой определяется как развитие неформального
образования взрослых. Все виды неформального
образования призваны способствовать
демократизации и развитию гражданского общества
у нас в стране.
В Европейской (и мировой) теории и
практике непрерывного образования
сформулированы ключевые принципы, на основе
которых развивается современное образование
взрослых: 1. Новые базовые знания и навыки для
всех; 2. Увеличение инвестиций в человеческие
ресурсы; 3. Инновационные методики преподавания и
учения; 4. Новая система оценки полученного
образования; 5. Развитие наставничества и
консультирования; 6. Приближение образования к
дому.
В мире накоплен значительный
положительный опыт развития теории и практики
образования взрослых. Вовлечение взрослого
человека в разные формы образовательной
деятельности в течение всей жизни позволяет ему
не только полнее удовлетворять свои потребности,
но и стать свободным творцом своей жизни,
реализовать себя.