Е.А. Рекичинская
г. Новосибирск

Международные онлайновые курсы по гражданскому образованию

    iEARN (Международная образовательная и ресурсная сеть) - самая большая в мире онлайновая сеть для школьников и учителей (http://www.iearn.org). Педагоги и ученики используют Интернет и электронную почту для осуществления совместных проектов, направленных на воспитание активных граждан мира. Педагоги iEARN стремятся подготовить современную молодежь к жизни в мире, в котором множество разнообразных культур и где все взаимозависимо, в мире, который изменяется чрезвычайно быстро по мере того, как происходят изменения в области технологий, экономики и политики.
    В настоящее время в iEARN работает примерно 350 тыс. учеников из 4 тыс. школ в более чем 90 странах. Представлено 29 языков. Глобальные проекты основаны на интерактивных дискуссиях или форумах, на которых ученики обсуждают проблемы, делятся результатами исследований и мнениями. Проекты охватывают широкий спектр областей.
    Интернет можно использовать как средство повышения качества образования с точки зрения познавательного аспекта, а также для формирования ценностей, развития критического мышления и убеждения в необходимости активного участия в жизни сообщества. Создавая многокультурные сообщества, школьники учатся принимать активное участие в жизни своих сообществ в таких областях, как демократия, социальное положение, вопросы пола, права человека, этнические различия и охрана окружающей среды. Вырабатывая привычку принимать участие в решении проблем, которые их волнуют, дети и подростки лучше подготовлены для участия в жизни гражданского общества.
    Коллектив гимназии N 3 имеет богатый опыт работы в проектах iEARN. Уже 9 лет наша школа - активный участник данных проектов. С 1997 г. учителя гимназии N 3 М. Косинова, О. Новак, Е. Рекичинская координируют 4 проекта iEARN, тесно связанных с темой гражданского образования: "Народная сказка" (1997), "Новое тысячелетие" (1999), "Права детей через рисунок" (2000), "Грани толерантности" (2002). Вы можете найти информацию о гимназии ? 3 и проектах iEARN, которые координируют учителя школы на сайте http://www.nsc.ru/gems3.
    Кроме проектной деятельности и работы в форумах, iEARN второй год предлагает 5 онлайновых курсов по различной тематике. Один из них разработан по тематике гражданского образования и обучения демократии. В 2001-2002 гг. М. Косинова, О. Новак, Е. Рекичинская разработали и координировали международный онлайновый курс Creative Arts Course, кроме того Е. Рекичинская участвовала в онлайновом курсе English as the second language. На 9 Международной конференции iEARN в июле 2002 г. в Москве Н. Дементиевской (Киев, Украина), Е. Рекичинской и О. Новак (Новосибирск) было предложено руководителем онлайновых курсов iEARN Э. Метни и представителем программы DEEP (Обменная образовательная программа в области обучения демократии) в iEARN Р. Блэкмэн перевести, адаптировать, организовать и провести онлайновый курс по гражданскому образованию и обучению демократии для русскоговорящих участников в октябре-декабре 2002 г. Курс рассчитан на 9 недель. Благодаря поддержке программы DEEP, данный курс проводился бесплатно. Нами была подготовлена и распространена информация о курсе с предложением принять участие всем желающим, кто имеет базовый текстовый процессор, умеет работать с Интернетом и электронной почтой, имеет доступ к компьютеру и Интернету, согласен работать около 4-х часов в неделю над курсом, имеет возможность работать со школьниками, готов оценивать и обеспечивать письменную обратную связь по курсу. Были отобраны 27 участников из 6 стран: Армении, Литвы, Молдовы, России, Узбекистана, Украины.
   Цель курса - повышение педагогического мастерства участников в области гражданского образования и обучения демократии через обмен опытом с участниками курса и проектную деятельность iEARN, а также совершенствование технических умений в работе с компьютером и сайтами Интернет. Данный курс дает возможность учителям средних школ научиться лучше интегрировать проекты в учебный процесс, используя технический инструментарий; достигать поставленную задачу, двигаясь от простого к сложному; пользоваться богатейшими онлайновыми возможностями и мировыми достижениями в сфере новых технологий. Эти курсы помогают также его участникам расширить опыт сотрудничества и сотворчества.
   Ожидаемые результаты обучения. Предполагалось, что участники научатся: определять и выбирать международный телекоммуникационный проект, который соответствует их местным, региональным и национальным образовательным стандартам; планировать выполнение выбранного ими проекта согласно учебному плану и личному расписанию работы; управлять учебным процессом, работая в онлайновых проектах; исследовать возможности использования различных технических средств, чтобы дополнить и улучшить проектную работу; вовлекать своих учеников в онлайновое общение с другими школьниками - участниками проектов из разных стран мира; находить лучшие примеры совместных международных телекоммуникационных проектов; разрабатывать план обмена опытом с учителями своих школ и школ местного сообщества материалами и методикой онлайнового обучения; находить способы вовлечения школьников в дальнейшую деятельность в местном и онлайновом сообществе после завершения проекта; устанавливать и поддерживать долговременные профессиональные и личные контакты после окончания курса в безопасной, опытной и заботливой среде сообщества iEARN.
    Первая неделя курса включает ориентационную неделю для ознакомления с сайтом iEARN и его техническими возможностями. Затем участники знакомятся с целями и задачами курса. На каждую неделю курса составлено объявление, план работы, домашние задания. Анкеты в начале и конце курса направлены на получение информации от участников о том, что было хорошо, полезно и важно для них в курсе, а что вызывало проблемы с целью дальнейшего совершенствования содержания и технического обеспечения. На 4-6 неделе участники курса выбирали проекты iEARN гражданско-правовой тематики, контактировали с координаторами проектов, составляли свой план работы в 1-2-х проектах вместе с учениками, реализовывали его, подводили итоги. В процессе работы все вопросы обсуждались в форумах iEARN. На наш взгляд, обсуждение вопросов гражданского воспитания школьников состоялось, проблемы, связанные с данной тематикой были определены и предложены пути решения.