Т.А. Садчикова
г. Тамбов

Демократия - занятие не для болельщика

    Задача воспитания гражданина актуальна для всего мира. Демократия с ее основными принципами свободы, равенства и толерантности может развиваться только с развитием определенных нравственных ценностей в обществе, что в свою очередь предполагает воспитание свободного гражданина, обладающего такими качествами, как умение реализовать свои права и свободы, не нарушая прав и свобод других; способность к диалогу с властными структурами и другими гражданами; критическое отношение к социальной действительности и стремление ее преобразовать; ответственность за свои поступки и свой выбор; юридические и моральные обязательства перед обществом и государством.
    Система гражданского образования в России охватывает все более и более широкие регионы и ступени учебного процесса. Разрабатываются авторские программы и курсы, которые учитывают многообразие педагогических направлений. Группой нашего региона в период нашей стажировки в США был создан проект, направленный на реализацию такого важного права и одновременно обязанности гражданина, как избирать и быть избранным. Демократия предполагает всеобщие, прямые и открытие выборы. Они необходимый конституционно гарантированный минимум политической деятельности личности. Но общим для многих стран стало снижение избирательной активности, особенно среди молодежи. В США, например, только около 1/4 избирателей в возрасте от 18 до 25 лет принимают участие в выборах. В России также наблюдается подобное явление. Так, выборы 2000 г. в Тамбове проходили сложно и едва не были сорваны из-за низкой явки избирателей. Обсуждая эту проблему наряду с другими вопросами гражданского воспитания с моими коллегами в High School города Гринеля, я пришла к пониманию актуальности темы и так родилась идея нашего проекта. Важной вехой создания данного проекта явилось посещение нашей группой ряда общественных институтов и организаций: Конгресса США, Конгресса Айовы, мэрий Ньютона и Де-Мойла, департамента по образованию Айовы, представительств республиканской демократической партии и знакомств с работой данных структур. Очень важным и интересным в работе явилось знакомство и Четом Килвером, госсекретарем штата Айовы, который рассказал о своей работе по созданию региональных ученических организаций. Детская организация, созданная Четом Килвером, отстояла свои права на детскую площадку перед местными властями путем написания петиции и сборе подписей под ней.
    Нам показался очень интересным опыт наших Айовских коллег по активизации деятельности учащихся, и так родилась идея создания курса, которых воспитывал бы человека, ответственного за свой выбор и способного потребовать от властей реализации его прав. Название темы проекта, являющегося заголовком моих тезисов было взято мной с наклеек с лозунгами, которые нам демонстрировал во время интерактивных занятий в Де-Мойле Джон Виллер. В США нами был разработан первый урок и его презентация, и познее я написала курс в рамках данной темы. Наш опыт может быть интересен другим выпусникам американских советов и просто учителям граждановедения и общественных наук, поэтому я раскрою его содержание.
    Проект представлял урок-мероприятие "Учимся голосовать" и был рассчитан на учащихся 6-8 классов средней школы. Урок - деловая игра с групповой формой работы. В начале урока (п.1 плана "Зачем нужно голосовать?") учитель предлагает всем учащимся предложить три аргумента в пользу выборов. Затем каждая группа обсуждает данные аргументы и выбирает из них три наиболее важных. Затем лидер группы представляет идеи своей группы. Из предложенных группами аргументов класс выбирает три наиболее важных и оценивает работу каждой группы. Во II части ("Подготовка избирательной кампании") учащиеся создают файл "Наш кандидат". В начале работы учитель проводит беседу о выборах и кандидатах. Затем каждая группа по заранее заготовленным таблицам с качествами депутата создает его "портрет". Среди качеств в списке значатся: возраст, образование, профессия, черты характера. Затем учащимся предлагается создать свой файл, где они могут создать словесный и даже реальный портрет депутата; после чего "портрет" демонстрируется классу и выбирается лучший депутат - "Портрет депутата нашего класса". Следующая часть урока - проведение выборов ("Посещение избирательного участка"). Учащиеся голосуют за определенного кандидата по заранее изготовленным бюллетеням. Заключительная часть урока - тест, позволяющий проверить и обобщить знания учащихся, и рефлексия, позволяющая учителю судить о полезности и комфортности для учащихся проведенного мероприятия. Данный урок или отдельные его элементы могут быть использованы в средней школе на любом уровне обучения: как в начальной школе, так и в 10-11 классах. Курсы, которые могут его использовать: граждановедение, обществознание, основы экономики, история, география, литература, МХК, иностранный язык, а также он может быть проведен в форме внеклассного мероприятия как внутриклассного, так и общешкольного характера. Проект получил высокую оценку у наших американских коллег и при защите проектов в Вашингтоне был признан лучшим. С. Шехтер отметил его практическую направленность.
    Поле возвращения в Тамбов одна из участниц группы, И. Дружкина, перевела, напечатала его и распространила среди завучей по организационной работе города, которые также его высоко оценили.
    Вернувшись из США, я встречалась с моими коллегами, осмысливала американский опыт, беседовала с приезжавшей в Тамбов по обмену Дениз Миллер. В результате возник целый курс-модуль к базовому курсу обществознания в 8-11 классов, под названием "Мой выбор". Курс состоит из четырех блоков, в каждом из которых по пять уроков. Каждый блок является расширением и углублением определенной темы в базовом курсе. Однако не происходит существенное расширение количества часов в урочное время, так как из пяти предлагаемых уроков в каждом блоке 1-2 являются внеклассными мероприятиями, закрепляющими и углубляющими тему. Среди них деловые игры: "Я голосую за тебя", "Интервью у депутата", "Выборы президента школы".
    Блоками курса являются:
    I блок (8 класс) - "Зачем нужны выборы" расширяет тему "Человек в обществе".
    II блок (9 класс) - "Выборы" примыкает к теме "Конституция РФ".
    III блок (10класс) - "Политические силы" - тема "Политическая деятельность".
    IV блок (11 класс) - "Модель демократического общества" углубление темы "Политическая сфера жизни общества".
    Данный курс частично апробирован в нашем лицее и получил высокую оценку учащихся и родителей. Особенно понравилась учащимся игра "Выборы президента школы", которая после предложения данной программы завучу по организационной работе стала проходить каждый учебный год.
    Я считаю, что изучение данного курса поможет сегодняшним школьникам сделать ответственный выбор в будущем, участвовать в обсуждении политических проблем с родителями и другими взрослыми, ориентироваться в проиходящем.