А.Л. Меньщикова
г. С.-Петербург

Оптимизация личностного роста детей школьного возраста

    Процесс формирования личности в школьном возрасте связан с преодолением ряда трудностей, одной из которых является эгоцентризм, и его следствием является неумение действовать согласованно с другими детьми. Организация занятий со школьниками по анализу своих личностных особенностей должна сочетаться с познанием личностных особенностей других детей, когда, сопоставляя ответы на один и тот же вопрос, дети узнают о наличии совсем других картин мира, отличных от их собственной.
    Программа занятий основана на работе с книгами К. Глассер "Я и мой мир", основным содержанием которых является познание ребенком своего внутреннего мира, а также знакомство с личностными особенностями одноклассников. Автором переведены и адаптированы три варианта рабочей тетради, позволяющие охватить все возрастные группы школы: первый вариант книги для самых младших - старших дошкольников и первоклассников; второй вариант для 2-3 классов и третий - для подростков.
    Книга К. Глассер "Я и мой мир" является рабочей тетрадью, предоставляющей ребенку возможность самостоятельно работать над каждым заданием и затем обсудить его с одноклассниками, познакомиться с результатами их работы. Условно можно выделить следующие темы занятий с детьми на уроках: как работает мозг, основные потребности, мои знания о мире, мой эмоциональный мир, основы рефлексивного поведения. Каждое занятие включает проработку одной темы, которая может сопровождаться игровыми элементами, позволяющими сделать занятия для детей более живыми и интересными. Можно примерно подразделить все темы на одиннадцать занятий, которые описаны в инструкции прилагаемой к книге. Целесообразно работать с группой детей, но книга может быть использована родителями и школьными психологами для индивидуальной работы с ребенком.
    В настоящий момент подписан контракт с издательством "Речь" на издание трех вариантов книг.
    Основные идеи рабочей книги для младших школьников "Я и мой мир" основаны на работах Р. Вубболдинга, директора Центра реалистической терапии в г. Цинцинатти, США. В доступной форме детям предлагается активная работа по анализу своих основных потребностей: в любви, силе, свободе, веселье. При этом каждая из этих потребностей интерпретируется как путь самореализации своих возможностей в социальном окружении ребенка. Любовь - как уверенность в том, что ты принят своим социальным окружением. Сила - как уверенность в себе, гордость за свои достижения. Свобода - как возможность самостоятельно принимать решения, право самостоятельного выбора. Веселье - как потребность в положительных эмоциях, как радость и удовольствие получаемые от жизни.
    Метод работы основывается на принципе реалистической психотерапии, разработанном У. Глассером, в основе которого лежит то, что каждый ученик должен быть ответственным за свое собственное поведение и свои поступки. Главный принцип - это отказ от воспитательного момента чувства вины, изменения поведения школьника основаны на позитивном подходе к ребенку. В школе дети очень быстро привыкают к оценочным стереотипам и боязнь совершить ошибку часто является тормозом в развитии ребенка, отказом от действий. Ребенок постепенно становится послушным исполнителем, ориентирующимся на оценку взрослых, на пассивное выполнение предъявляемых к нему требований. Как отмечает французский психолог Ф. Дольто, "считается, что нужно во всех областях определить норму. Но если вместо того, чтобы мотивировать ребенка к самовыражению, дарующему ему радость, которую он разделил бы с другими детьми, мотивированными таким же образом, его заставляют неукоснительно придерживаться нормы в поступках или в поведении, это приведет не к расцвету, а скорее к регрессии".
    Предлагаемая для работы с детьми рабочая тетрадь, возможно, поможет избежать негативного влияния оценочного подхода. Будет способствовать личностному росту ребенка, даст возможность выйти за рамки эгоцентрического мышления. Расширит диапазон социального познания, поскольку каждый раз ребенок не только пытается выполнить задание, но и знакомится с результатами работы своих сверстников. Обсуждая в группе результаты своей работы, ребенок получает обратную связь, в результате поведение его становится более гибким. При этом главная цель педагога - это сохранить у детей во время работы жизнерадостность и ощущение творческой игровой свободы. Как отмечает Ф. Дольто, необходимо "позволить ребенку быть самим собой и определиться по отношению к окружающей его среде, чтобы укрепить в нем веру в себя и вкус к жизни". Этим целям как раз и отвечает предлагаемая книга, дети работают самостоятельно, влияние взрослых сведено к минимуму.
    В оптимальном варианте у каждого ребенка должна быть своя рабочая книга. Занятия проводятся в форме факультатива, дети не получают оценок по результатам работы с каждым заданием, главная их задача попробовать выразить себя, в образной форме отобразить свой внутренний мир, что будет способствовать формированию рефлексии, то есть анализу своего внутреннего мира. Совместное обсуждение результатов работы дает возможность познакомиться с "образом Я" других детей, сформировать уважительную установку к другим детям, к их праву видеть, чувствовать и понимать мир по-своему. Это позволит скорректировать эгоцентрическую картину восприятия ситуаций взаимодействия с другими детьми.
    Становление личности это постепенный процесс, требующий усилий и времени, поэтому работать с книгой предполагается в течение всей учебной четверти, выполняя задания через определенные промежутки времени, один два раза в неделю. При этом лучше книги хранить у школьного психолога, закрепив за каждым ребенком его индивидуальный экземпляр, а по окончании работы отдать книгу ребенку.
    Работа с книгой состоит из двух этапов: первый - индивидуальное выполнение задания, второй - работа в малых группах или со всем классом в целом по ознакомлению и обсуждению результатов работы. Книга состоит из 11 частей. В течение одного урока дети могут выполнить одно или два задания и обсудить их со сверстниками. Удобнее использовать для каждого ребенка индивидуальный экземпляр книги, в которой он рисует, пишет маленькие рассказы, составляет план своих действий; она может использоваться и как книжка-раскраска. Но цель всех действий одна - способствовать личностному росту ребенка, развитию рефлексии, коммуникативных навыков, снятию невротических симптомов, повышению самоуважения и уверенности в себе.