С.В. Куркова
с. Яровое Алтайского края

Демократизация образования в России:
опыт США и возможности его использования в России

    Демократизация образования в России необходима, если мы хотим воспитать успешное молодое поколение в новых социально-экономических условиях. Причем речь идет не об отдельных высоких результатах физиков и математиков, а о подготовке к жизни новых поколений российской молодежи.
    За последние годы достаточно большое количество учителей средних школ побывало в США по программам обмена и стажировок. Впервые в истории России непосредственные участники учебно-воспитательного процесса смогли лично познакомиться с образованием в одной из самых процветающих стран мира. Передо мной стоял и стоит вопрос: почему молодой американец способен быть активным членом общества, отстаивать свои права, брать на себя ответственность, быть предприимчивым и инициативным? Что может рядовой учитель сделать сам, чтобы его выпускники обладали подобными качествами, и в чем ему нужна поддержка государства?
    Система организации. Российский учитель чрезвычайно перегружен. Нет никакой системы нормирования труда.
    Учитель следит за учебниками, кормит учеников в столовой, дежурит по школе, собирает немыслимые данные об учениках, причем очень часто. Он пишет характеристики в военкомат и в комиссию по делам несовершеннолетних, заполняет журналы и личные дела, оповещает родителей, если их ребенок ушел с урока. Американская же система подкупает своей логичностью. Здесь каждый знает, за что отвечает, и старается делать это с максимальной эффективностью. За последние годы в штат средних учебных заведений России введены должности психологов, социальных педагогов и др. Но в рядовой муниципальной школе мало кто знает, что они должны делать. Я считаю, что реформа должна начаться с того, что каждый взрослый в детском учреждении будет четко знать свои обязанности и права, так же как каждый родитель будет иметь практически ту же информацию, что даст ему возможность лучше ориентироваться в системе образования его собственного ребенка. Одновременно учитель будет знать, что от него конкретно хочет государство. При национальной системе образования это сделать совсем не сложно.
    Система оценки учащихся. В школах США я наблюдала разные системы отметок и оценок знаний учащихся. Естественно, нам показывали лучшие школы и лучших учителей. Среди них были и такие, когда каждую четверть ученик пишет характеристику работе учителя, а учитель описывает, как ученик работал в течение семестра у этого преподавателя. Даже в США далеко не все учителя готовы к такому сотрудничеству. Но российская система отметок - это прямая противоположность данному примеру. Отметки, полученные за неравноценные виды работ, в начале и конце изучаемой темы почему-то должны быть приведены к среднему арифметическому в конце четверти. Сегодня наша трехбалльная система никого не стимулирует и не поощряет. Необходимо определить, за какие виды контроля знаний выставляется оценка и способ ее изменения при желании учащегося. Отметок не должно быть много. Надо дать ученику возможность учиться, а не контролировать каждое его движение. Вероятно, это очень близко к системе тестового контроля, распространенной в США.
    Получение аттестата. В России аттестат получают практически все, кто дошел до 11 класса. Ученики совершенно разные, с разными образовательными целями. Теперь, если правительство введет единый общегосударственный экзамен, причем обязательный, школы будут вынуждены избавляться от "неперспективных" учеников, дабы не попасть в реестр школ с низким образовательным уровнем. В тоже время школы элитарных районов часто просто пожинают лавры репетиторов.
    Зачем ученику, не планирующему поступление даже в местный техникум, сдавать экзамен, по результатам которого будут отбираться студенты в вузы, в том числе и МГУ? Мне кажется, здесь просто необходимо обратить внимание на опыт США, где учатся все ученики вместе, но кто-то получит аттестат, а кто-то нет. У всех есть право на 12-летнее бесплатное образование в соответствии с его способностями. Единый экзамен нужен в России, но только для тех, кто претендует на дальнейшее обучение. Может быть, он даст возможность для получения другого вида аттестата, но возможность пересдачи данного экзамена также должна быть предоставлена любому человеку в любом возрасте.
    Свобода выбора в российском образовании. Свобода в каком либо виде в российской школе отсутствует, поэтому в настоящее время наша школа не может претендовать на эффективную подготовку молодого поколения к жизни в свободном обществе. В школе свободу можно рассматривать по крайне мере с двух точек зрения:
    а) свобода слова (свобода выражения своих мыслей, чувств, переживаний);
    b) свобода выбора (предметов, учителей).
    Однообразие обстановки, методов, домашних заданий; пассивное восприятие материала, сидение за партами в течение 6-7 часов 6 дней в неделю, а кое-где и со сложенными крест на крест на парте руками, доводит несвободу до кульминации. Начатая реформой ориентация на то, чтобы дать возможность ученику выбирать предметы хоть в какой-то мере сообразно своим интересам, не может быть осуществлена в большинстве школ, так как в школе с 1-2 и даже 3 классами в одной параллели нет достаточного количества интересующихся физикой или английским углубленно. Поэтому мы опять преподаем всем и все в одинаковом объеме. Мы зачастую не можем набрать необходимых 9 учеников для факультатива и ограничиваемся индивидуальной и групповой работой, что не совсем одно и то же. Если мы серьезно намерены дать ученику свободу выбора, то мы должны укрупнить школы по возрасту, по крайне мере выделить 10-11 классы в отдельную школу, как это делается в США, где для учеников одного возраста будет предоставлено больше возможностей выбора и развития.
    Рабочее время ученика. В школах США вы узнаете о том, сколько часов обязательных предметов и предметов по выбору учащийся должен посетить каждый семестр и за весь курс обучения, как только вы входите в школу. Наши лучшие ученики посещают все факультативы, групповые и индивидуальные занятия подряд, в то время как те, кто не сильно стремится к учебе, может не посещать ни одного дополнительного урока. Кроме того, многие ученики занимаются в школах искусств, спортивных школах и других учебных заведениях, что может составлять до 10-11 учебных часов в день. В США эти все занятия входят в обязательное количество уроков для каждого ученика, так как они в основном проводятся тут же в школе. В России тоже могли бы уменьшить нагрузку на учащихся, введя занятия по выбору, которые ребенок может посещать и в другом образовательном учреждении. В то же время, тем учащимся, которые участвуют в бесплатных (а может и платных) концертах, в соревнованиях и выставках, это могло бы быть защитано как летняя практика или общественно-полезный труд.
    Методы обучения. Различие между методами обучения в российской и американской школах очень велико. В американской школе я не видела таких видов работ, как пересказ параграфов, написание сочинений и изложений в нашем понимании. Нет в американской школе проблемы списывания, которая в нашей стране приняла угрожающие размеры. Я считаю, что это связано именно с разными методиками и стандартами обучения. По многим предметам уровень требований непомерно завышен, а методы обучения традиционные. Вот и приходится ученикам и их родителям искать способы откуда и что списать. Книги с выполненными домашними заданиями, готовыми сочинениями и интернет сайты с темами выпускных сочинений и решенными выпускными контрольными - это результат того, что методы обучения не соответствуют тому, что мы хотим от школьников. Отдельные учителя и прогрессивные школы используют передовые методы, но при общих требованиях к учащемуся ответить устно тему на английском языке или описать образ того или иного героя, которого описывают уже лет 50 на уроках литературы, нам не избежать зубрежки и списывания. Мне кажется, мы могли бы обратится к стандартам США, чтобы адаптировать их к нашим условиям, так как они не входят в противоречие с российскими традициями и попробовать детей учить творчеству, читая на экзамене собственные стихи, как это делал еще Пушкин. Все зависит от того, чему и как мы будем их учить.
    Резюме. Опыт США возможно использовать в условиях российской школы. Американское образование нацелено на воспитание активного члена демократического общества. Мы можем адаптировать к российским условиям, во-первых, те стороны американского образования, которые служат данной цели. Во-вторых, необходимо обратить внимание на слабые стороны российского образования, и попытаться найти решение данных проблем у коллег США. В-третьих, если правительство серьезно намерено проводить реформы, необходимо привлекать рядовых учителей к апробации инноваций, так как реформы нельзя провести без рядового учителя. Наша же задача - высказать свое мнение о возможностях демократизации в сфере образования открыто.