К.С. Пахомова
Омск

Профилактика зависимостей в средних профессионально-образовательных учреждениях Омска: опыт и проблемы

    Говоря о проблеме зависимостей в средних профессионально-образовательных учреждениях, необходимо прежде всего изучить отношение студентов к алкоголю, наркотикам и табакокурению. Преподавателями Омскoго банковского колледжа было проведено анкетирование студентов из девяти средних профессионально-образовательных учреждений Омска. Всего был опрошен 541 студент. Из них: 187 юношей и 342 девушки, 12 опрошенных не отметили в анкетах свой пол. Примерно равное количество воспитывались в городе и селе, а именно: 224 - в городе, 238 - в селе; 79 студентов не указали места проживания. Возраст опрошенных от 16 лет до 21 года. Студентам было предложено ответить на ряд вопросов, относящихся к проблеме зависимостей и к первому опыту употребления алкоголя, наркотиков и никотина. Проценты подсчитывались к числу ответивших, поэтому общая сумма не всегда составляет 100 %.
    Алкоголь пробовали 90,9 %; пробовали курить - 58,4 % и наркотики пробовали - 6,1 %.
    Продолжают употреблять алкоголь 31,8 %; наркотики -2,0 %; продолжают курить - 28,7 %. В графе "другое" некоторые студенты отмечали, что пьют пиво и их количество составляет 46,0 %.
    9,8 % написали, что делают это постоянно, 7,0 % - довольно часто, 19,4 % - редко и 32 % - довольно редко. 32,7 % отметили другое, но что они имели ввиду не пояснили. Таким образом, всего продолжают курить, употреблять алкоголь или наркотики 63,5 %, т. е. можно сказать, что они представляют собой "группу риска".
    Чтобы изучить состояние профилактической работы по проблемам зависимостей, мы проводили опрос и интервьюирование заместителей директоров из семнадцати профессионально-образовательных учебных заведений Омска и Омской области.
    Проанализировав данные опроса, можно сделать вывод, что педагоги не равнодушны к проблемам зависимостей и в учебных заведениях проводится определенная профилактическая работа. Можно выделить три направления, по которым ведется профилактическая работа. Первое - это разъяснение вреда употребления и последствий алкоголя, наркотиков, табакокурения; второе направление - формирование здорового образа жизни и третье - работа с родителями. Однако, что касается работы с родителями, отмечается только, что проводятся беседы с родителями, родительские собрания, ни конкретных мероприятий, ни тематики не упоминается. Что касается первого направления, т. е. разъяснение вреда употребления и последствий зависимостей, то наиболее массовыми мероприятиями можно назвать беседы, которые проводят специалисты из наркологических диспансеров, СПИД-центра, врачи гинекологи. Отмечается, что проводятся тренинги по данным проблемам, но, к сожалению, не указана тематика этих тренингов. Во многих учебных заведениях библиотеки устраивают тематические выставки, например: "Твое отношение к наркотикам", "Просто скажи - нет!", "Дьявол по имени кайф", "Другой конец радуги", "В плену иллюзий", "Проблемы алкоголизма", "Коварные разрушители здоровья", "Похититель рассудка: алкоголизм" и т. д., проводятся обзоры литературы, выездные выставки-лекции из городского музея Боевой славы на тему "Наркомании - нет". В ряде колледжей был организован просмотр и обсуждение спектакля "Семья вурдалака", фильма "Каждому свое", в педагогическом колледже N 4 проходит шоу "Курению - нет", студентами этого колледжа создана компьютерная программа-презентация "Валеологический альманах". Можно отметить разнообразие форм профилактической работы, однако не все формы работы, по нашему мнению, соответствуют возрастным особенностям студентов. Так, например, конкурсы плакатов, которые широко проводятся в учебных заведениях, не приносят вреда, но подобные методы больше подходят для младших школьников. И не было отмечено такой формы работы, как диспут, только в двух техникумах.
    Организация досуговой деятельности направлена на пропаганду здорового образа жизни и профилактику зависимостей. Организована работа клубов "Гармония", "Общение", "Молодая семья", "Радуга жизни", "Волонтер" в Сибирском профессионально-педагогическом колледже, клуба "Импульс" в педагогическом колледже N 4, много лет работает факультатив "Твое здоровье" в Исилькульском УПК, клуб "Триэс" - в Саргатском УПК, клуб "Альтернатива". Кроме того, в ходе опроса выявились ряд сложностей в организации профилактики зависимостей. Отмечается недостаток современной литературы, видеоматериалов, наглядности. В учебных заведениях, где в основном обучаются девушки, например педагогических, более остро стоит проблема курения. Недостаточно содержательной, квалифицированной информации о проблеме женского курения, иногда даже врачи не готовы говорить на эту тему.
    Подавляющее большинство ответивших сообщают, что проводят классные часы, групповые беседы по проблемам зависимостей. Естественно, когда речь идет о предупреждении зависимостей, важна и существенна помощь всех окружающих, в первую очередь тех, кто работает с молодежью. Было бы замечательно, если бы профилактикой зависимостей занимались специально подготовленные педагоги. Чтобы не навредить, необходимо быть информированным о сущности зависимостей, об их профилактике. Детям и взрослым следует предоставлять объективную информацию о психоактивных веществах, их воздействии на человека и последствиях. В американской литературе приводится много примеров, когда неграмотная информация о наркотиках со стороны педагогов приводила молодых людей к злоупотреблению ими. Однако таких мифических специалистов ждать неоткуда. Из семнадцати учебных заведений, принявших участие в опросе, только в пяти есть должность социального педагога и в девяти - психолога. На наш вопрос: "Принимали ли члены вашего коллектива участие в семинарах, тренингах или конференциях по проблемам зависимостей?" большинство ответили "нет". Отсюда можно предположить, что большинство педагогов, которые проводят классные часы, групповые беседы или решают житейские ситуации, связанные с подобными проблемами, слабо осведомлены в области предупреждения зависимостей, доступности квалифицированной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи лицам, только лишь приобщающимся к употреблению психоактивных веществ.
    Тревогу вызывает также отношение педагогов к тем, кто употребляет наркотики. Когда спросили директоров средних профессиональных образовательных учреждений: "Что бы вы делали, если бы узнали, что студент вашего учебного заведения употребляет наркотики?", то 31 директор из 35 ответили, что отчислили бы такого студента.
    Изучение опыта работы подтвердило необходимость создания координирующего органа, который бы выработал определенные способы сотрудничества средних профессионально-образовательных учреждений как между собой, так и с государственными, муниципальными и общественными структурами Омска, который обеспечивал бы целевую подготовку педагогов с целью проведения эффективной профилактической работы, а также методическую помощь, разрабатывал формы и методы работы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям студентов.