В последнее десятилетие XX
века в России происходит масштабный процесс
трансформации политической и экономической
системы, совпавший по времени со становлением
постиндустриальной системы хозяйства. Важным
проявлением этого является резкое изменение
структуры общественного производства. Вместе с
тем, в отличие от развитых стран, структурные
сдвиги в экономике России носят специфический
характер, вызванный в первую очередь рыночной
трансформацией.
Трансформация российского общества и
переход экономики к рыночным принципам
хозяйствования привели к колоссальному спаду
производства. В особо сложном положении в связи с
особыми природно-климатическими условиями,
удаленностью от центральной части страны
оказались регионы Сибири. Многие из них, в том
числе Бурятия, получили статус депрессивных
регионов.
Социально-экономическое развитие
Республики Бурятия на протяжении последних лет
характеризуется резким спадом производства.
Экономический кризис в республике усугубляется
региональными особенностями экономики Бурятии,
к которым следует отнести высокий удельный вес
сырьевого производства, высокую долю
предприятий, входящих в состав
военно-промышленного комплекса, недостаточное
развитие производства потребительских товаров,
наличие экологических ограничений, связанных с
охраной озера Байкал. Наличие этих особенностей
определило специфику экономического развития
региона.
К началу рыночных преобразований в 1991
году более 2/3 валового регионального продукта
(ВРП) Бурятии производилось в трех отраслях
экономики: в промышленности - 37,0 %, сельском
хозяйстве - 16,2 % и в строительстве - 13,8 %. В 1997 году
доля промышленной продукции в ВРП снизилась
почти в 1,5 раза и составила 24,8 %, а доля
строительства снизилась более чем в 2 раза,
составив при этом 6,4 %. Вместе с тем доля сельского
хозяйства в ВРП Бурятии за эти годы выросла с 16,2 %
до 17,8 %. *
За годы рыночных преобразований
произошло резкое увеличение удельного веса
отраслей топливно-энергетического комплекса в
структуре промышленного производства. В 1990 году
на долю электроэнергетики приходилось 4,5 % объема
промышленного производства, а в 1998 году - 44 %, т.е.
данный показатель вырос почти в 10 раз.
Существенно выросла доля топливной
промышленности в общем объеме промышленной
продукции - с 2,5 % в 1990 году до 9,2 % в 1998 году.
В целом проведенный анализ отраслевой
структуры промышленного производства позволяет
сделать следующий вывод: за период с 1990 по 1998 гг. в
экономике Бурятии произошли структурные сдвиги
в сторону утяжеления структуры промышленного
производства. В общем объеме промышленной
продукции резко увеличилась доля базовых
отраслей при снижении удельного веса продукции
предприятий обрабатывающей промышленности. Эту
тенденцию следует отнести к негативным явлениям.
Экономическое положение в республике
усугубляется тем, что наибольшее снижение
производства произошло в отраслях
специализации, продукция которых предназначена
в основном для экспорта или вывоза в другие
регионы России. Это относится в первую очередь к
легкой промышленности, машиностроению, а также к
лесной, деревообрабатывающей и
целлюлозобумажной промышленности. С другой
стороны, отрасли, продукция которых потребляется
в основном в Бурятии - электроэнергетика,
топливная промышленность и пищевая отрасль в
течение анализируемого периода работали более
стабильно.
В силу этого увеличение удельного веса
этих трех отраслей в общем объеме промышленного
производства является, на наш взгляд, крайне
негативным явлением и отражает таким образом
депрессивность региона и
неконкурентоспособность большей части
производимой промышленной продукции.
Экономический подъем в республике, в
1999 г. как и в целом по России, во многом был
обусловлен падением курса рубля, что привело к
повышению конкурентоспособности отечественных
товаров на зарубежных рынках. Наибольшие темпы
роста в Бурятии наблюдались в отраслях,
продукция которых направлена в основном на
экспорт.
Усиление позиций отечественных
товаропроизводителей на мировом рынке не
повлекло за собой увеличение производства в
отраслях, продукция которых потребляется в
основном в Бурятии. Практически во всех этих
отраслях в 1-м полугодии 1999 года был зафиксирован
спад производства.
Таким образом, мы наблюдаем интересный
процесс - рост производства в первой группе и
снижение выпуска продукции во второй группе
промышленных отраслей. Данное явление, на наш
взгляд, связано с тем, что промышленные
предприятия республики в большинстве своем не
связаны между собой тесными производственными
связями. Практически отсутствуют замкнутые
технологические цепочки. Некоторым исключением
являются производственные связи между топливной
промышленностью, добывающей уголь, и
электроэнергетикой, потребляющей его в качестве
топлива.
В силу этого рост производства в одной
отрасли, например, в легкой промышленности, не
влечет за собой соответствующее увеличение
выпуска в других отраслях. Таким образом можно
сделать вывод, что в промышленном комплексе
Бурятии эффект мультипликации незначителен.
Кроме того, недостаток производственной
кооперации между предприятиями снижает
устойчивость развития экономики региона. С
другой стороны, в регионах России с развитой
промышленностью и мощным агропромышленным
комплексом, например, в Республике Татарстан,
Самарской, Иркутской областях,
мультипликационные эффекты играют существенную
роль в экономическом развитии.
Рост промышленного производства в
Бурятии в первом полугодии 1999 года сопровождался
спадом производства в других отраслях
материального производства. В течение данного
периода времени произошло снижение производства
продукции сельского хозяйства на 2,7 %. Еще больший
спад производства по сравнению с первым
полугодием 1998 года наблюдался в строительстве и
на транспорте, составивший 3,5 % и 8,1 %
соответственно. Это свидетельствует о том, что
экономический рост в республике не является еще
общей тенденцией. Кроме того, следует учитывать,
что эффект девальвации рубля постепенно
исчерпывается.
В этих условиях перед руководством
Бурятии стоит задача определить единую,
комплексную стратегию социально-экономического
развития, соответствующую конкретным условиям
республики. В связи с этим большое значение
приобретает выявление приоритетных для развития
отраслей. Важной проблемой является также увязка
отраслевого и территориального аспектов
экономического развития, что связано с наличием
на территории республики депрессивных районов. В
связи с этим актуальной для Бурятии является
задача разработки соответствующей стратегии
социально-экономического развития региона с
учетом возможных изменений структуры
производства.
Значительная роль в достижении
устойчивого экономического развития Бурятии
должна быть отведена отраслям агропромышленного
сектора. Эта отрасль может послужить для
экономики республики своего рода локомотивом.
Рост спроса на конечную продукцию, например, на
продовольственные товары местного производства,
как правило приводит к увеличению выпуска в
смежных отраслях, связанных между собой по
технологической цепочке. Таким образом, в этих
отраслях возникает значительный эффект
мультипликации. Следует отметить, что в
агропромышленном комплексе Бурятии этот эффект
наблюдается в значительно большей степени, чем в
других секторах экономики. Как показали
проведенные автором расчеты, рост производства
продукции данной отрасли обеспечивает также и
максимальный прирост численности занятых.
Кроме того, спрос на продукцию
аграрного сектора в отличие от многих отраслей
даже в условиях общего спада сохраняется
достаточно стабильным. В силу этого
государственным органам республики необходимо
усилить поддержку предприятий данного профиля.
Важным направлением в этой сфере может
послужить введение конкурсного размещения
государственных заказов, в том числе на
продовольственные товары. При этом
целесообразно проводить протекционистскую
политику, отдавая приоритет местным
товаропроизводителям с учетом не только прямых,
но и косвенных эффектов. На наш взгляд, наряду с
критерием минимизации цены закупаемых
государством товаров и услуг, имеет смысл
оценивать возможные поступления в бюджет
налоговых и прочих платежей. Чем выше совокупная
величина данных поступлений, тем более
предпочтительным является вариант размещения
государственного заказа.