Бабак Т.
(г. Красноярск)
Состояние образования и
культуры предопределяет исторический этап. Если
падает уровень и престиж образования - это
несомненно ведёт к политическому,
экономическому и духовному спаду. Если же
образовательная идея обретает масштабность и
способность к развитию - ждите возрождения. Когда
в 90-е годы в Соединенных Штатах Америки снижение
интереса к низкооплачиваемой профессии
школьного учителя привело к упадническим
тенденциям в системе образования,
общественность восприняла это угрозу
национальным интересам. Кризиса удалось
избежать благодаря быстрому вмешательству
государства.
По оценке ГосНИИ системной интеграции
(1998) в ближайшем будущем образование вынуждено
будет измениться больше, чем за 300 с лишним лет,
прошедших с момента возникновения
образовательных систем, появления
книгопечатания и школ совместного типа.
По-видимому, эта тенденция ожидает и
образовательную систему нашего края.
В "Пояснительной записке" к
краевой целевой программе "Стабилизация и
развитие образования Красноярского края" на
начало 1999 года статистические данные по
образованию в крае выглядят таким образом:
государственных высших учебных заведений - 12, в них - 54 тыс. студентов.
В сфере дошкольного,
школьного и дополнительного образования детей
края работает 72100 человек; в среднем
профессиональном образовании - 8600 человек, в
высшем профессиональном образовании - 10 тыс.
человек. В высших учебных заведениях работает
более половины всех докторов и кандидатов наук
края.
Состояние образовательной системы
Красноярского края находится под сильным
воздействием тенденций трех уровней: мирового,
федерального и регионального. Влияние мировых
процессов сказывается на том, что:
- образование все более превращается в непрерывное как единство общего, профессионального, дополнительного;
- происходит технологическое обновление, как в области информационных технологий, так и в содержании образования, особенно значимой становится гуманизация образования;
- возрастание объема международного обмена в сфере среднего и высшего образования.
В качестве примеров можно
назвать опыт Сибирского института бизнеса,
управления психологии, учебные программы
которого формируются в сотрудничестве с
Международной ассоциацией вузов,
Санкт-Петербургской международной академией
психологических наук и Томским
госуниверситетом; а также практику многолетнего
сотрудничества Сибирской аэрокосмической
академии с зарубежными вузами, в результате
которой возникла Высшая школа бизнеса. Студенты
ВШБ получают по окончанию учебы два
государственных диплома - один российский, а
второй американский. Деловой партнер школы -
Государственный университет штата Нью-Йорк в г.
Онеонте.
Совместные программы обучения
соответствуют международным стандартам. На
последнем курсе студент проходит обучение в
Онеонте.
На федеральном уровне проблемы
образования напрямую связаны с экономическим
состоянием в России. Сокращение финансирования
образования привело к закрытию 31
общеобразовательной школы и 287 дошкольных
учреждений за 1995-1999 годы, а также оттоку
квалифицированных педагогических кадров в
другие сферы и появлению целого ряда платных
средних и высших учебных заведений.
Региональный уровень проблем
образования включает в себя целый ряд тенденций.
Одна из самых важных - неравномерность
размещения вузов в регионе, практически все они
находятся в г. Красноярске, что связано с местом и
ролью города в крае.(1/3 населения края
сконцентрирована в Красноярске, а также большая
часть производственных мощностей и почти весь
научный потенциал.)
Еще одна проблема - состояние
материально-технической базы учреждений
образования, изношенность которой составляет 80-90
%.
Среди тенденций, вызывающих
оптимистический прогноз в области образования
составляет развивающаяся система кадетских
корпусов Красноярья для мальчиков и девочек (в
городах Красноярск, Ачинск, Норильск,
Зеленогорск). Эта система обучения и воспитания
привлекательна тем, что она взяла лучшее из
исторического опыта дореволюционного
образования в России.
В России образование не превращено ещё
в открытую, связанную с обществом систему, но
растет число альтернативных образовательных
учреждений, ориентированных на открытое
образование. Это можно считать современным
магистральным направлением в сфере образования.