Бабак Т.
(г. Красноярск)

Тенденции развития образования в Красноярском крае

    Состояние образования и культуры предопределяет исторический этап. Если падает уровень и престиж образования - это несомненно ведёт к политическому, экономическому и духовному спаду. Если же образовательная идея обретает масштабность и способность к развитию - ждите возрождения. Когда в 90-е годы в Соединенных Штатах Америки снижение интереса к низкооплачиваемой профессии школьного учителя привело к упадническим тенденциям в системе образования, общественность восприняла это угрозу национальным интересам. Кризиса удалось избежать благодаря быстрому вмешательству государства.
    По оценке ГосНИИ системной интеграции (1998) в ближайшем будущем образование вынуждено будет измениться больше, чем за 300 с лишним лет, прошедших с момента возникновения образовательных систем, появления книгопечатания и школ совместного типа. По-видимому, эта тенденция ожидает и образовательную систему нашего края.
    В "Пояснительной записке" к краевой целевой программе "Стабилизация и развитие образования Красноярского края" на начало 1999 года статистические данные по образованию в крае выглядят таким образом:

    В сфере дошкольного, школьного и дополнительного образования детей края работает 72100 человек; в среднем профессиональном образовании - 8600 человек, в высшем профессиональном образовании - 10 тыс. человек. В высших учебных заведениях работает более половины всех докторов и кандидатов наук края.
    Состояние образовательной системы Красноярского края находится под сильным воздействием тенденций трех уровней: мирового, федерального и регионального. Влияние мировых процессов сказывается на том, что:

- образование все более превращается в непрерывное как единство общего, профессионального, дополнительного;

- происходит технологическое обновление, как в области информационных технологий, так и в содержании образования, особенно значимой становится гуманизация образования;

- возрастание объема международного обмена в сфере среднего и высшего образования.

    В качестве примеров можно назвать опыт Сибирского института бизнеса, управления психологии, учебные программы которого формируются в сотрудничестве с Международной ассоциацией вузов, Санкт-Петербургской международной академией психологических наук и Томским госуниверситетом; а также практику многолетнего сотрудничества Сибирской аэрокосмической академии с зарубежными вузами, в результате которой возникла Высшая школа бизнеса. Студенты ВШБ получают по окончанию учебы два государственных диплома - один российский, а второй американский. Деловой партнер школы - Государственный университет штата Нью-Йорк в г. Онеонте.
    Совместные программы обучения соответствуют международным стандартам. На последнем курсе студент проходит обучение в Онеонте.
    На федеральном уровне проблемы образования напрямую связаны с экономическим состоянием в России. Сокращение финансирования образования привело к закрытию 31 общеобразовательной школы и 287 дошкольных учреждений за 1995-1999 годы, а также оттоку квалифицированных педагогических кадров в другие сферы и появлению целого ряда платных средних и высших учебных заведений.
    Региональный уровень проблем образования включает в себя целый ряд тенденций. Одна из самых важных - неравномерность размещения вузов в регионе, практически все они находятся в г. Красноярске, что связано с местом и ролью города в крае.(1/3 населения края сконцентрирована в Красноярске, а также большая часть производственных мощностей и почти весь научный потенциал.)
    Еще одна проблема - состояние материально-технической базы учреждений образования, изношенность которой составляет 80-90 %.
    Среди тенденций, вызывающих оптимистический прогноз в области образования составляет развивающаяся система кадетских корпусов Красноярья для мальчиков и девочек (в городах Красноярск, Ачинск, Норильск, Зеленогорск). Эта система обучения и воспитания привлекательна тем, что она взяла лучшее из исторического опыта дореволюционного образования в России.
    В России образование не превращено ещё в открытую, связанную с обществом систему, но растет число альтернативных образовательных учреждений, ориентированных на открытое образование. Это можно считать современным магистральным направлением в сфере образования.

назадоглавлениевперед