Егоров М., Валинуров Д., Гаврилов В.
( г. Улан-Удэ)

Об информационной поддержке управления городским хозяйством и социальной сферой города Улан-Удэ

 

    Информационная поддержка управления городским хозяйством и социальной сферой города рассматривается в контексте решения следующих задач:

  1. Объективная, на основе реальных данных оценка экономического и финансового состояний городского хозяйства и социальной сферы.
  2. Оценка производственных мощностей хозяйствующих субъектов и их финансово-экономической состоятельности.
  3. Оптимальное распределение финансовых и материальных ресурсов между субъектами городского хозяйства и социальной сферы с позиции обеспечения жизнедеятельности города.

    Информационная поддержка перечисленных выше задач должна осуществляться с позиций полноты, достоверности, оперативности и относительно невысокой себестоимости сбора и обработки данных и учитывать корпоративный характер управления городским хозяйством и социальной сферой.
    Информационные потоки, на которых основывается управление городом можно разбить на следующие группы:

  1. Нормативы ресурсного обеспечения жизнедеятельности города, а также нормативы затрат субъектов города для реализации своих функций.
  2. Смета затрат в разрезе субъектов города и классификатора расходов.
  3. Прогнозные (плановые) показатели хозяйственной деятельности субъектов города.
  4. Отчеты отраслевых управлений и комитетов и отчеты хозяйствующих субъектов города. В том числе:
  1. Нормативы оценки эффективности работы и нормативы оценки ущерба для города при не достижении прогнозных показателей субъектами города (весовые коэффициенты наиболее важных показателей хозяйственной деятельности).

    Схема информационной поддержки формирования прогнозных показателей социально-экономического развития и бюджета города представлена на рис.1.

Рис. 1. Схема информационной поддержки формирования прогнозных показателей социально-экономического развития и бюджета города.

     Схема информационной поддержки оперативного управления городским хозяйством и социальной сферой представлена на рис. 2.

Рис. 2. Схема информационной поддержки оперативного управления городским хозяйством и социальной сферой.

    Сбор и обработка данных осуществляется по двухуровневой (отраслевой уровень и уровень Администрации города) схеме.
    Отраслевой уровень охватывает обмен данными между отраслевыми управлениями, комитетами и подчиненными подразделениями. Уровень Администрации города обеспечивает связь и обработку данных между отраслевыми комитетами, управлениями и Администрацией города. Уровень хозяйствующих субъектов в схеме муниципальной корпоративной информационной сети не рассматривается, т.к. каждый субъект имеет свою автоматизированную систему управления.

Использование двухуровневой схемы позволяет:

    Основное преимущество использования муниципальной корпоративной сети состоит в оперативности получения информации, что позволяет прогнозировать развитие ситуации и своевременно принять упреждающие меры для поддержания жизнеобеспечения города на должном уровне. Для прогнозирования развития ситуации могут быть использованы различные модели.
    Для минимизации потерь при финансировании статей сметы затрат не в полном объеме предлагается использовать следующую целевую функцию:

где, j = {l, :,k} - перечень решаемых задач, j={l, :, n} - перечень статей сметы затрат для решения j-й задачи, H j - размер дефицита финансирования j-й статьи сметы затрат, Bj(H j) - время задержки решения j-й задачи при дефиците финансирования сметы затрат на сумму H j. Функция Bj(H j) предварительно определена прогнозным путем. Vj(Bj) - весовой коэффициент влияния задержки сроков решения j-й задачи на обеспечение жизнедеятельности города. Функция Vj(Bj) предварительно определена прогнозным путем.
    Представленная выше целевая функция позволяет оптимально распределять ресурсы с позиции минимизации потерь для жизнеобеспечения города при дефиците бюджета и материальных ресурсов.

назадоглавлениевперед