Якушкина Т.
(г. Омск)
Ситуация в высшем
образовании Омской области за последние годы
существенно изменилась. Новые экономические и
геополитические процессы привели к тому, что
Омск практически утратил своих традиционных
абитуриентов из других регионов. Малоимущие
жители Омской Области оказались практически
отрезанными от высшего образования - и это при
наличии мощной сети учебных заведений
различного статуса. Находясь в условиях жесткой
конкуренции, ВУЗы борются преимущественно за
городского абитуриента. Одно из последствий этой
ситуации - острая нехватка квалифицированных
специалистов в селе, главным образом в сфере
образования и сельского хозяйства.
В нынешней экономической и
демографической ситуации решение этой проблемы
старым способом - за счет привлечения городских
выпускников - невозможно. Между тем, проведенные
социологические исследования показывают, что
село способно решить эту проблему
самостоятельно, опираясь на собственные силы.
Однако решение должно быть нетрадиционным:
сельские студенты должны учиться не в стенах
городских ВУЗов, а на месте. Так, в декабре 1998 г. в
Омском педуниверситете стартовала новая
программа - заочное обучение с применением
дистанционных технологий для жителей сельских
районов Омской области.
Новая программа - эксперимент,
получивший поддержку на федеральном уровне. Наши
студенты - целевая аудитория с высокой
мотивацией обучения; все они работают
помощниками учителей в своих школах. Опытный
учитель курирует развитие
профессионально-педагогических навыков, ВУЗ
обеспечивает научно-методическую поддержку
самостоятельного обучения, консультации
квалифицированных преподавателей. Результатом
совместной работы сельских учителей и вузовских
преподавателей должен стать диплом бакалавра
образования.
Программа дистанционного обучения
сразу выявила целый ряд проблем. К чисто
российским следует отнести отсутствие
компьютеров в личном пользовании у
преподавателей студентов, что не позволяет
осуществлять обучение в режиме реального
времени. Консультации проводятся через
компьютерные лаборатории по электронной почте.
Резче обозначились и общие недостатки нашей
традиционной системы обучения:
терминологическая перенасыщенность, чрезмерное
теоретизирование, неумение структурировать
материал и ценить время стали препятствием в
работе многих преподавателей в новых условиях.
Они вынуждены больше ориентироваться на
реальные запросы новой студенческой аудитории.
С другой стороны, изучение
американского опыта подтверждает и то, что
основные наши проблемы - психологическое
сопротивление профессорско-преподавательского
состава и неразвитость библиотечной
компьютерной сети - носят вненациональный
характер. Решение этих проблем, на мой взгляд, в
активном изучении международного опыта, в
возможности для российских преподавателей
участвовать в работе компьютерных классов
зарубежных коллег. Последнее - сужу по личному
опыту - помогает помимо недостатков увидеть и
перспективность использования информационных
технологий в обучении.
На сегодняшний день в условиях омского
эксперимента это:
а главное -